Обучение в школе как элемент личностно-ориентированной системы образования

Новое о образовании » Развитие системы личностно-ориентированного обучения в современном школьном образовании » Обучение в школе как элемент личностно-ориентированной системы образования

Страница 3

Основой личностно-ориентированного образования является опыт - личностный, субъективный (субъектный), создаваемый самой формирующейся личностью. Так, например, И.С. Якиманская в своих исследованиях уделяет большое внимание субъектному опыту - опыту жизнедеятельности, приобретаемому ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. В субъектный опыт входят: предметы, представления, понятия, операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических), а также эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, стереотипы).

В личностно ориентированном обучении необходима работа с субъектным опытом ученика, учет его в организации процесса обучения, предоставление ученику возможности выбирать те способы действий, которые ему близки: "Образование должно обеспечивать своеобразную "встречу" уже имеющегося субъектного опыта с общественно значимым в виде обмена и согласования ценностей, смыслов, значений. Задача обучения - образовать, т.е. обогатить, "окультурить" субъектный опыт как жизненно значимый для личности. "6. Личный опыт ребенка, как отражение его индивидуального жизненного пути, всегда уникален, самобытен и неповторим. Нет и не может быть некоего усредненного личного опыта, присущего среднестатистическому ребенку-школьнику. При таком понимании дела важнейшей задачей педагога является не только научить ребенка новому опыту в какой-либо области, но и изучить тот опыт, который уже имеется у него в этой области в данный момент.

В свете таких представлений о личностной ориентации образования главным средством индивидуального воздействия на формирование личности ученика с целью решения задач обучения, воспитания и развития ребенка, становится активизация учебной деятельности школьников. К компонентам системы средств активизации учебной деятельности относятся содержание, методы, формы и технологи обучения. Однако основным элементом активизации индивидуальной деятельности учащихся и его взаимодействия с педагогом в современной системе личностно-ориентированного образования продолжает оставаться школьный урок, в ходе которого и реализуются определенные цели, задачи и содержание при помощи методов, форм и средств личностно-ориентированного обучения

Содержание обучения обладает большими возможностями для активизации учебной деятельности школьников при условии реализации следующих мер: включение в содержание обучения индивидуального опыта учащихся; включение в процесс обучения знаний о правилах, приемах построения умственных действий, обеспечивающих овладение научными знаниями.

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных целей обучения, воспитания и развития. Совершенствование процесса обучения в целях повышения активности школьников в учебной деятельности связано с усилением активизирующего влияния методов обучения на процесс учебной деятельности школьников на основе увеличения доли методов, которые создают условия для межсубъектного взаимодействия, сотрудничества, свободного общения с целью коллективного выполнения учебной задачи. Это такие методы, как проведение "круглого стола", "мозгового штурма", создание ситуации познавательного спора, организация учебных дискуссий, анализ жизненных ситуаций.

Форма организации личностно-ориентированного обучения - это упорядоченный способ существования содержания, овладение которым становится средством, способствующим раскрытию и развитию индивидуальных способностей ребенка. Формы обучения очень важны как средство, способствующее активизации учебной деятельности школьников при соблюдении соответствия форм обучения четким целям дидактической системы, положительном эмоциональном настрое, который достигается когда выбранные формы создают условия полного достижения результата собственной деятельности каждого учащегося и создании педагогом атмосферы равноправного общения, сотрудничества.

Технологии личностно-ориентированного процесса обучения являются процессом межличностного взаимодействия его участников по проектированию учебной деятельности и ее реализации, когда максимально учитываются индивидуальные способности и возможности субъектов и гарантируется достижение поставленных целей. В современной пихолого-педагогической литературе содержится описание многочисленных педагогических технологий, по-разному организующих взаимодействие учителя и учащихся, направленных не только на усвоение учащимся изучаемого материала, но и на развитие у него различных психологических аспектов, т.е. мышления, интеллекта, целеполагания и пр. Это: технологии обучения в сотрудничестве (обучение в команде, индивидуально-групповые и командно-игровые технологии), имитационные (моделирующие) технологии (анализ конкретной ситуации, разрешение возникшей проблемы), технологии конкретной ситуации, игровые технологии обучения (имитационные игры, операционные, исполнение ролей, "деловой театр"), технологии проектного обучения, технологии коллективного обучения (организованный диалог, сочетательный диалог, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах сменного состава), занятия - поиски (ученик стремится сам ответить на поставленные вопросы), занятия-исследования, технологии моноконструкции (индивидуальная работа над заданием) и технологии социоконструкции (сочетание парной и групповой работы над заданием). Эти технологии обучения основаны на идее совместного достижения учениками конечного результата свей деятельности за определенное время. В применяемых учителями личностно-развивающих технологиях воплощается принцип индивидуально-творческого подхода с учетом мотивации обучаемых, ее динамики в образовательном процессе. Это дает возможность ученику осознать уровень своего развития и динамику роста, достижения учебных результатов и личностных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода видится в том, чтобы создать условия для самореализации личности, выявить и развить ее творческие возможности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Постановка проблемы
Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с нарушением интеллекта занимались Н. П. Вайзман, Т. Н. Головина, Е. А. Екжанова, Э. В. Сеген, И. П. Павлов, Г. Е. Сухарева и другие. Некоторые из них (М. М. Кольцова, Н. И. Озерецкий) отмечают, что нарушения интеллекта у ребенка сочетается с аномальным ...

Клинико-психолого-педагогический аспект изучения ОНР
На основе психолого-педагогического анализа различных форм речевой патологии в дошкольном возрасте Р.Е. Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И.Жаренкова, Г.А. Каше, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова и др.) в 1961 году выделили системн ...

Российское образование в 30-80-х гг
Сложившаяся к началу 30-х гг. в СССР тоталитарная государственная система не могла не отразиться и на школе. Вводились всестороннее централизованное управление и централизованный контроль. Вся деятельность школы, в том числе содержание образования, были подвергнуты унификации и жесткой регламентаци ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru