Обучение в школе как элемент личностно-ориентированной системы образования

Новое о образовании » Развитие системы личностно-ориентированного обучения в современном школьном образовании » Обучение в школе как элемент личностно-ориентированной системы образования

Страница 1

Современный этап развития образования в России может быть охарактеризован как переходный. Во многих регионах страны переход от традиционного образования к личностно-ориентированному вызывает немало вопросов, ставит проблемы, на которые до сих пор многие не могут дать обоснованные ответы. В частности, это касается определения объектов, целей, основных ценностей, задач педагога и ученика, форм, содержания, методов и технологий личностно-ориентированного образования.

Главным объектом и целью личностно-ориентированного образования является личность учащегося и развитие ее индивидуальных способностей, свободы самоопределения в мире культуры, поддержка личностного формирования механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, принципов гуманизма и духовно-ценностных ориентиров. При этом личность понимается, как способность индивида занимать определенную позицию, что проявляется в конкретных функциях личности: избирательности, рефлексии, смыслообразовании, ответственности, саморегуляции, креативности, свободе. Все эти цели не могут и не должны быть заданы в качестве универсальных и совершенно единых для всех учащихся. При правильном выборе цели образования педагог сможет практически подготовить выпускника современной школы к жизни в условиях рыночной экономики, диалога культур и народов, межнационального общения, новой религиозности и сильно политизированного общества.

Под основными ценностями личностно-ориентированного образования, на которые может опираться педагог в процессе обучения, подразумевается человек как предмет воспитания; культура как среда, растящая и питающая личность; творчество как способ развития человека культуры; гуманистические смыслы воспитания, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенного взаимодействия, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения. Абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок, его личность, человек как "мера всех вещей".

В личностно-ориентированном образовании воплощаются принципы ценностно-целевого подхода к личности, личностная направленность воспитания и образования; общечеловеческие принципы гуманизации личности, демократизированные педагогические отношения; углубленные индивидуальные подходы; природосообразность обучения и воспитания; активизация и использование внутренних саморегулирующих механизмов развития личности.

Личностно-ориентированное обучение строится на следующих принципах принципы природосообразности образования, культуросообразности образования, индивидуально-личностного подхода, ценностно-смысловой направленности образования 5.

Принцип природосообразности воспитания означает отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития. Здесь важно учитывать половозрастные особенности детей, воспитывать мальчиков иначе, чем девочек, не перегружать младших школьников, но создавать оптимальные физические и умственные нагрузки подросткам, разрабатывать и осуществлять щадящие режимы для детей с ослабленным здоровьем, беречь детскую индивидуальность, не стремиться ее переделывать и каждого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, какой он есть, создавая ему доступные зоны развития.

Принцип культуросообразности воспитания определяет отношения между воспитанием и культурой как средой, растящей и питающей личность, а также между воспитанием и развитием ребенка как человека культуры. Это означает, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношение к ребенку строится исходя из восприятия его как свободной, целостной личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации. Основные функции культуросообразного воспитания состоят в создании различных культурных сред, где осуществляется развитие ребенка и приобретение им опыта культуросообразного поведения, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей. Это воспитание, которое всей своей организацией побуждает культурное саморазвитие ребенка и помогает ему в этом процессе. Оно основывается на идее саморазвития ребенка как творческой личности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Сравнительная характеристика лексической стороны речи детей 5 – 6 лет со стертой дизартрией и без речевых нарушений
Сравнительный анализ итогов диагностики детей экспериментальной и контрольной групп показал, что имеются как количественные, так и качественные различия в развитии лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией и детей без речевых нарушений. Уровень лексического развития у детей без патолог ...

Что понимается под названием вычислительный эксперимент
Коротко говоря – создание и изучение математических моделей исследуемых объектов с помощью ПЭВМ Уместно ли здесь слово «эксперимент». Безусловно. При математическом моделировании мы имеем дело не с самим явлением, а с некоторым теоретическим «слепком» с него, с моделью, выражающей в математической ...

Характеристика творческой деятельности и её условий
В разработке понятия «творчество» участвовали многие выдающиеся философы. Уже в средневековой философии творчество понимается как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. В XVIII веке Эммануил Кант, анализируя творческую деятельность, приходит к выводу о том, что она представляет собой единство со ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru