Обучение в школе как элемент личностно-ориентированной системы образования

Новое о образовании » Развитие системы личностно-ориентированного обучения в современном школьном образовании » Обучение в школе как элемент личностно-ориентированной системы образования

Страница 1

Современный этап развития образования в России может быть охарактеризован как переходный. Во многих регионах страны переход от традиционного образования к личностно-ориентированному вызывает немало вопросов, ставит проблемы, на которые до сих пор многие не могут дать обоснованные ответы. В частности, это касается определения объектов, целей, основных ценностей, задач педагога и ученика, форм, содержания, методов и технологий личностно-ориентированного образования.

Главным объектом и целью личностно-ориентированного образования является личность учащегося и развитие ее индивидуальных способностей, свободы самоопределения в мире культуры, поддержка личностного формирования механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, принципов гуманизма и духовно-ценностных ориентиров. При этом личность понимается, как способность индивида занимать определенную позицию, что проявляется в конкретных функциях личности: избирательности, рефлексии, смыслообразовании, ответственности, саморегуляции, креативности, свободе. Все эти цели не могут и не должны быть заданы в качестве универсальных и совершенно единых для всех учащихся. При правильном выборе цели образования педагог сможет практически подготовить выпускника современной школы к жизни в условиях рыночной экономики, диалога культур и народов, межнационального общения, новой религиозности и сильно политизированного общества.

Под основными ценностями личностно-ориентированного образования, на которые может опираться педагог в процессе обучения, подразумевается человек как предмет воспитания; культура как среда, растящая и питающая личность; творчество как способ развития человека культуры; гуманистические смыслы воспитания, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенного взаимодействия, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения. Абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок, его личность, человек как "мера всех вещей".

В личностно-ориентированном образовании воплощаются принципы ценностно-целевого подхода к личности, личностная направленность воспитания и образования; общечеловеческие принципы гуманизации личности, демократизированные педагогические отношения; углубленные индивидуальные подходы; природосообразность обучения и воспитания; активизация и использование внутренних саморегулирующих механизмов развития личности.

Личностно-ориентированное обучение строится на следующих принципах принципы природосообразности образования, культуросообразности образования, индивидуально-личностного подхода, ценностно-смысловой направленности образования 5.

Принцип природосообразности воспитания означает отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания и развития. Здесь важно учитывать половозрастные особенности детей, воспитывать мальчиков иначе, чем девочек, не перегружать младших школьников, но создавать оптимальные физические и умственные нагрузки подросткам, разрабатывать и осуществлять щадящие режимы для детей с ослабленным здоровьем, беречь детскую индивидуальность, не стремиться ее переделывать и каждого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, какой он есть, создавая ему доступные зоны развития.

Принцип культуросообразности воспитания определяет отношения между воспитанием и культурой как средой, растящей и питающей личность, а также между воспитанием и развитием ребенка как человека культуры. Это означает, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношение к ребенку строится исходя из восприятия его как свободной, целостной личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации. Основные функции культуросообразного воспитания состоят в создании различных культурных сред, где осуществляется развитие ребенка и приобретение им опыта культуросообразного поведения, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей. Это воспитание, которое всей своей организацией побуждает культурное саморазвитие ребенка и помогает ему в этом процессе. Оно основывается на идее саморазвития ребенка как творческой личности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Специфика восприятия дошкольниками формы, величины, цвета предметов, их пространственного расположения
Изобразительная деятельность – это специфическое, образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Создание изображения ставит перед ребёнком ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепки не может быть успешным. Так, для того чтобы и ...

Внеклассная работа по изучению функциональных стилей
Виды внеклассной работы по русскому языку необычно многообразны. Это различные лингвистические кружки общества любителей словесности утренники вечера, Экскурсии, лингвистические КВН, олимпиады, тематические конференции, конкурсы, обсуждения популярных книг о русском языке, выпуск тематических стенг ...

Классификация педагогических технологий
По уровню применения Общепедагогические Частнопредметные, отраслевые Локальные, модульные, узкометодические По концепции усвоения По организационным формам Коллективный способ обучения Дифференцированное обучение По типу управления познавательной деятельностью Эзотерические Свободного воспитания Гу ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru