Данный вид методических разработок в отличие от свободной работы с текстовой информацией существенно сужает границы проявления творческих способностей учащихся и креативности. Переход современной системы контроля знаний к методике тестовой проверки уровня успеваемости учащихся связан с мониторингом динамики усвоения школьниками практических знаний. При этом элемент творческого развития уступает место прагматичному контролю количества запоминаемых дат, усвоенных сведений, разобранных примеров и т.д. Однако методика закрытых письменных заданий имеет право на жизнь при использовании упражнений, развивающих логику, критичность мышления, ассоциативную память и другие навыки, необходимые в творческой деятельности. На уроках по культурологическим дисциплинам могут быть использованы следующие виды письменных заданий:
v Различные типы тестов: закрытые, полуоткрытые и открытые, когда ученик сам дописывает правильные варианты ответов
v Задания типа «Допишите по смыслу» и «Вставьте пропущенные слова», «Дайте определение понятию» или «Подберите к определению соответствующий термин»
v Задания на построение логических цепочек: вставить недостающее звено, достроить логический ряд, определение личности, понятия или термина по описанию или примеру
v Задания на определение логических пар и соотношение: «Соедините по смыслу», «Подберите соответствие», «Определите тождество понятий»
v Задания на подбор синонимов, антонимов, паронимов, рифмы к словам
v Составление из одного сложного слова нескольких мелких простых слов, решение шарад из слов
v Игра в «Поле чудес»
v Заполнение таблиц
v Разгадывание ребусов, кроссвордов, сканвордов и т.д.
В целом, такие задания только косвенно входят в программу развития творческих способностей учащихся 5-9 классов, являясь основой для формирования новых навыков получения и усвоения знаний.
Актуально о образовании:
Аспекты методики изучения основ народных промыслов
на уроках труда
Говоря о методической стороне изучения основ народной культуры в начальных классах, нельзя не сказать о том, что учителю нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и и ...
Проблемы нравственных ориентиров: их формирования и коррекции
Формирование социально-нравственной ориентации учащихся должно стать целостным процессом проживания своих отношений с миром – практически-преобразовательных, познавательных, чувственно-эмоциональных. Основными задачами формирования социально-нравственной ориентации при этом являются: 1) формировани ...
Организация экспериментального обучения и его результаты
С целью экспериментально проверить разработанную методику на третьем этапе исследования в девятом классе школы №32 г. Астрахани была проведена диагностика уровня развития пространственного мышления и пространственных представлений. В основу диагностических заданий были положены требования к развити ...