Разделение студентов по группам на основе анализа их познавательной самостоятельности

Страница 1

Демократизация всех сторон экономической и общественной жизни существенным образом отразилась на социокультурные позиции учителей. Состоялось движение механизма саморазвития школы; оказалось, что его источники находятся в творчестве учителей, в их инновационной деятельности.

Центральной, если не главной, проблемой становится воспроизведение инновационности и формирование условий, которые обеспечивают это воспроизведение. Сама суть решения данной проблемы создает предпосылки для перестройки обучения в учебном заведении, способной к самостоятельному выбору наиболее оптимальных вариантов обучения.

Педагогическая деятельность, связанная с отказом от штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности, выходит за рамки действующих нормативов, создает условия для личностно-творческой, индивидуальной направленности деятельности. В ней студент будущий специалист глубже реализует себя как носитель социальных инноваций. Обеспечение такой деятельности имеет цель исследования целого ряда вопросов и выявления факторов, которые детерминируют потребность в расширении творческой деятельности и подготовке нового социального типа личности студента.

Вместе с тем то положение, в котором оказался студент учебного заведения, означает, что он как творческая личность, которая претендует на индивидуальное выявление своей неповторимой сути, находится за пределами внимания науки, превратившись в объект нормативно-административного давления.

Ориентация на директивно заданный норматив приводит к тому, что реально живой студент словно исчезает, растворяется в педагогическом процессе.

Все это требует особой модели обучения с альтернативным педагогическим подходом, который максимально бы учитывал гуманистическую направленность современного образования. В этой связи в учебном процессе, в прогнозировании результатов разных педагогических методов обучения большую роль надо отводить выявлению личностного смысла учения и эмоционального удовлетворения от него. Это создало бы благоприятные условия для осознания личностью весомости нового знания, активизировало бы ее самообразование и самовоспитание. Нужны такие условия, в которых студенты имели бы возможность продемонстрировать свою начитанность, эрудицию, культуру речи, уровень самостоятельного анализа, суждений, выводов, обобщений, их новизну и оригинальность, способность к формированию конструктивных идей, предложений, подходов.

Хорошо известно: даже если обучение во всех группах проводит один и тот же преподаватель высокой квалификации, параллельные группы могут отличаться уровнем самостоятельности во время выполнения учебных задач, не говоря уже о степени проявления самостоятельности отдельными студентами.

Самостоятельность и инициатива неразрывно связаны проблемой творчества. Студент познает, действуя, а, познавая - действует, решая практически новый круг задач. Познавательная деятельность, как специфическая способность, вызовет в жизни проблему механизмов ее формирования. Преподаватель должен выйти, прежде всего, с новой потребностью, рожденной требованиями времени, которая отображает запрос относительно сознательного, систематического формирования творческой деятельности. Потребностью, которая обеспечивается в процессе решения продуманной последовательности учебно-воспитательных задач.

Преподаватель должен рассматривать творчество как способность человека, видеть в мире то, чего еще в нем нет, но что может быть, когда человек приложит силы. Это достигается с помощью найденного нового способа действия из-за отсутствия возможности выполнения задания известным способом. Способность решить задачу, если ее трактовать с позиции деятельностного подхода, можно рассматривать как степень присвоения субъектом (студентом) определенного способа действия.

В учебном процессе приходится постоянно одолевать разногласия между общим и единичным, между похожим и разным. Внимание к общему, подобному, типичному проявляется в тенденции типизации. Изучение единичного, своеобразного, неповторимого определяет тенденцию дифференциации. Индивидуальный подход выступает как объединение этих противоположных тенденций.

Для осуществления индивидуального подхода необходимы знания типично индивидуального и сугубо индивидуального в личности студента. Для преподавателя важны «типичные» или «типично индивидуальные» особенности студента.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Дидактические карточки по теме «вещество»
вещество химический элемент 1. Химические явления – это . . . 2. Вещество – это . . . 3. Выпишите только химические явления из приведенного ниже списка: испарение воды, окисление меди, нагревание воды, горение топлива, плавление железа, гниение дров, ржавление железа. . . . Знаки химических элемент ...

Содержание и результаты экспериментальной работы
Существует множество определений понятия проблемного обучения. Так, Окунь В. Пишет: «В наиболее общем виде под проблемным обучением мы разумеем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем…оказания ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка э ...

Наиболее востребованные инженерные специальности США
Однако, по такому критерию, как востребованность, список инженерных профессий по сферам складывается несколько иначе (приведена первая «шестёрка» примерно одинаково котирующихся профессий): 1.Первое место занимает военная инженерия. Хотя бы потому, что США имеет на сегодняшний день самую многочисле ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru