Увлекательные уроки: основы создания

Страница 4

Интересна демонстрация с результатом, обратным предполагаемому. И та же демонстрация окажется скучной, если учитель не позаботился о том, чтобы первоначальное предположение возникло. Если при выполнении задания, которое вначале воспринималось учеником как простое, возникает неожиданная трудность, то оно сразу становится интересным. Ребенок продолжает его решать на перемене, работать над ним дома. Здесь можно заметить все то же рассогласование между предполагаемым и происходящим. Каким бы незначительным не было неожиданное событие, оно все равно "останавливает" на себе внимание.

Второй тип ситуации - "понимание". То, что проблемная ситуация - это источник интереса, стало общим местом. Но до сих пор незамеченным остается важный факт: вызывает интерес также и ситуация, противоположная проблемной, т.е. та, где новый материал всем понятен.

В этом случае активность вызвана именно понятностью нового материала и отсутствием противоречия (как в случае проблемной ситуации) Что же произошло? Понимание нового означает, что ученик вдруг открывает для себя определенную неосвоенную область. Интерес, начинающийся с понимания, мотивирует действия, направленные на освоение этой области. Поэтому он всегда имеет четко выраженную "испытательную" окраску, ибо связан с желанием попробовать самому. Необходимым и достаточным условием возникновения такого желания становится понятность нового материала.

Cледующая группа интересных ситуаций связана с пониманием нового. Интерес в этом случае проявляется в конкретных действиях, причем действия эти не всегда желательны. Например, семиклассник, познакомившись с весами, начинает взвешивать все подряд - от листика бумаги до собственного ботинка. Получив набор (типа конструктора) для вполне определенных целей, ребенок начинает создавать странные формы, недоступные взрослому пониманию. Часто интерес возрастает настолько, что ученик становится невосприимчивым к любым внешним воздействиям, забывать о поставленной перед ним задачей и, даже получив двойку, говорит: "Посмотрите, как красиво получилось. Правда, красиво?"

Желание попробовать самому есть первый шаг на пути к самостоятельному творчеству. Существенно то, что осознал, понял ученик, что дало ему первоначальный толчок. Так, встреча с художником или посещение художественного музея приводит к тому, что дети начинают рисовать; встреча с поэтом оборачивается увлечением поэзией; удачно построенная модель дает "вспышку" технического творчества. Поддержать этот огонь - сложная задача, и для того чтобы его зажечь, часто достаточно лишь понимания нового.

Еще одна ситуация - потенциально существующий интерес. Как-то в летнем трудовом лагере семиклассникам была рассказана сказка с достаточно "детским" сюжетом. Она не имела конца, обрывалась на самом интересном месте. Три года спустя на уроке вдруг вспомнили о жизни в лагере, об обещанном продолжении. Впечатление такое, что за прошедшее время интерес не только не уменьшился, но даже возрос. Очевидно, он может сохраняться очень долго и даже мотивировать такие действия ученика, которые уже не соответствуют его возрасту. Иногда старшеклассники, почти взрослые люди - вдруг начинают разглядывать цветные стеклышки, играть магнитами, действовать подобно ученикам начальной школы. Это значит, что в свое время их любопытство осталось неудовлетворенным. Один раз поиграв со стеклышками, ребенок больше никогда этого не делает - ему уже неинтересно.

Такой интерес можно не только использовать, но и активно, направленно создавать. Поэтому любая изучаемая тема должна иметь не только "корни" в уже изученном материале, но и "ветви", которые тянутся тому, что предстоит изучить, тогда интересная ситуация может быть создана путем обращения к ранее изученному. Существенно, что интересна не актуализация имеющегося знания, а любая надстройка его и любая его перестройка. Учет этого позволяет сделать привлекательным, к примеру, повторение пройденного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Технологии интегрированного обучения
Прочитав ряд статей (вторая глава реферата), ознакомившись с «Концепцией модернизации школы», становится очевидным, что идея нового подхода к содержанию образования – формирование Личности, обладающей духовно-нравственным потенциалом. Именно с этой целью мы проводим в нашей школе литературно-музыка ...

Задачи фенологии
Сейчас детальное изучение конкретных объектов природы составляет задачу частной фенологии. Получение информации, дающей представление об особенностях сезонного развития природы в различных природных зонах и районах, составляет предмет общей фенологии. Мера времени в фенологии становится предметом с ...

Приемы развития творческих способностей младших школьников
Как развивать творческие способности ребенка? Как сделать его творческой личностью? Еще недавно эти вопросы педагогика перед собой не ставила. Школа готовила исполнителей, и это почти всех устраивало. А между тем проблемой развития творческих способностей люди интересовались всегда. Сегодня в решен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru