Увлекательные уроки: основы создания

Страница 4

Интересна демонстрация с результатом, обратным предполагаемому. И та же демонстрация окажется скучной, если учитель не позаботился о том, чтобы первоначальное предположение возникло. Если при выполнении задания, которое вначале воспринималось учеником как простое, возникает неожиданная трудность, то оно сразу становится интересным. Ребенок продолжает его решать на перемене, работать над ним дома. Здесь можно заметить все то же рассогласование между предполагаемым и происходящим. Каким бы незначительным не было неожиданное событие, оно все равно "останавливает" на себе внимание.

Второй тип ситуации - "понимание". То, что проблемная ситуация - это источник интереса, стало общим местом. Но до сих пор незамеченным остается важный факт: вызывает интерес также и ситуация, противоположная проблемной, т.е. та, где новый материал всем понятен.

В этом случае активность вызвана именно понятностью нового материала и отсутствием противоречия (как в случае проблемной ситуации) Что же произошло? Понимание нового означает, что ученик вдруг открывает для себя определенную неосвоенную область. Интерес, начинающийся с понимания, мотивирует действия, направленные на освоение этой области. Поэтому он всегда имеет четко выраженную "испытательную" окраску, ибо связан с желанием попробовать самому. Необходимым и достаточным условием возникновения такого желания становится понятность нового материала.

Cледующая группа интересных ситуаций связана с пониманием нового. Интерес в этом случае проявляется в конкретных действиях, причем действия эти не всегда желательны. Например, семиклассник, познакомившись с весами, начинает взвешивать все подряд - от листика бумаги до собственного ботинка. Получив набор (типа конструктора) для вполне определенных целей, ребенок начинает создавать странные формы, недоступные взрослому пониманию. Часто интерес возрастает настолько, что ученик становится невосприимчивым к любым внешним воздействиям, забывать о поставленной перед ним задачей и, даже получив двойку, говорит: "Посмотрите, как красиво получилось. Правда, красиво?"

Желание попробовать самому есть первый шаг на пути к самостоятельному творчеству. Существенно то, что осознал, понял ученик, что дало ему первоначальный толчок. Так, встреча с художником или посещение художественного музея приводит к тому, что дети начинают рисовать; встреча с поэтом оборачивается увлечением поэзией; удачно построенная модель дает "вспышку" технического творчества. Поддержать этот огонь - сложная задача, и для того чтобы его зажечь, часто достаточно лишь понимания нового.

Еще одна ситуация - потенциально существующий интерес. Как-то в летнем трудовом лагере семиклассникам была рассказана сказка с достаточно "детским" сюжетом. Она не имела конца, обрывалась на самом интересном месте. Три года спустя на уроке вдруг вспомнили о жизни в лагере, об обещанном продолжении. Впечатление такое, что за прошедшее время интерес не только не уменьшился, но даже возрос. Очевидно, он может сохраняться очень долго и даже мотивировать такие действия ученика, которые уже не соответствуют его возрасту. Иногда старшеклассники, почти взрослые люди - вдруг начинают разглядывать цветные стеклышки, играть магнитами, действовать подобно ученикам начальной школы. Это значит, что в свое время их любопытство осталось неудовлетворенным. Один раз поиграв со стеклышками, ребенок больше никогда этого не делает - ему уже неинтересно.

Такой интерес можно не только использовать, но и активно, направленно создавать. Поэтому любая изучаемая тема должна иметь не только "корни" в уже изученном материале, но и "ветви", которые тянутся тому, что предстоит изучить, тогда интересная ситуация может быть создана путем обращения к ранее изученному. Существенно, что интересна не актуализация имеющегося знания, а любая надстройка его и любая его перестройка. Учет этого позволяет сделать привлекательным, к примеру, повторение пройденного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Целью работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата является исправление и доразвитие психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду. Чтобы правильно определить содержание образовательной и воспитательной работы, необ ...

Методические разработки по теме "Способы получения алкинов"
Современный урок по химии "Алкины, их строение и номенклатура" Образовательные цели: изучить строение, гомологический ряд, изомерию и номенклатуру алкинов на примере ацетилена и его гомологов. Развивающие цели: создать условия для развития логического мышления через сравнение и установлен ...

Кредитно-модульная система и её функции
Кредитно-модульная система организации учебного процесса — это модель организации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных технологий обучения и зачетных кредитов или зачетных образовательных единиц. Организация и совершение учебного процесса — это многогранная и сложная сис ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru