Увлекательные уроки: основы создания

Страница 2

Одним из первых ученых, обратившихся к пересмотру традиционных основ обычного обучения, направленного к чувственной сфере и разработавшим основы смыслового (необычного) обучения, был К. Роджерс (1902-1987 гг., США). Он выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов, и значимое учение, которое дает обучающимся знания, необходимые им для самоизменения и саморазвития. Благодаря такому, разделению в гуманистической педагогике обозначилась новая сторона обучения - деятельность учения, т.е. особым образом организованная работа ученика. Она представляла привычный процесс обучения с непривычной стороны: как организацию взаимодействия между учителем и учениками.

Потребность во взаимодействии с учениками на уроке испытывали все педагоги, начиная с Аристотеля. Однако подходы к пониманию его смысла, содержания и средств были различными. Условно их можно разделить на два направления.

Первое, материалистическое, понимает взаимодействие как обязательную реакцию учеников на обучающие действия учителя. Собственное мнение, позиция, точка зрения ученика, его личностные особенности здесь значения не имеют. Более того, они рассматриваются как посягательство на порядок. Очень конкретно смысл такого взаимодействия выразил Г. Гегель, понимавший образование как процесс отчуждения ученика от своей личности. Отчужденный с помощью формальной выучки от самого себя человек приобретает, по его мнению, способность изучать любую чуждую ему науку, любой незнакомый навык ради высших государственных целей. Не только формальная школьная наука, отчуждающая личность от самой себя, но и военная муштра, согласно Гегелю, способствует развитию духа, так как противостоит природной лени и вынуждает с точностью выполнять чужие распоряжения. Очевидно, что такое взаимодействие - процесс однонаправленный, идущий от активного учителя к пассивному ученику. Его содержание - обязательные, завершенные, упорядоченные системы знаний; средствами учебного взаимодействия являются монологи учителя в форме лекций, рассказов, объяснений и т.д., требующие реакции учеников в виде точных ответов.

Второе, гуманистическое понимание взаимодействия, также предполагает ответную реакцию учеников на действия учителя. Но при этом важным становится не отражение знаний учителя, а размышления над ними. Для этого требуется направленность учителя на внутренний мир учеников, на те смыслы, которые возникают в их сознании, работающем над этими знаниями. Содержание гуманистического взаимодействия - открытые, незавершенные, развивающиеся системы знаний и ценностных отношений; средствами являются диалоги учителя в форме лекций, рассказов, объяснений и т.д., создающих условия для возникновения личных пониманий сообщаемых знаний. Тем самым обращается внимание на целостность личности как необходимое условие ее психического здоровья.

Основываясь на собственном терапевтическом опыте, К. Роджерс выделил пять условий личностно ориентированного (значимого) учения. Они базируются на представлении процесса обучения как общения между учителем и учеником, выстроенном на основе гуманистического взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуважения, другодоминантности, внутреннего (глубинного) диалога.

О.С. Газман отмечал, что ребенок не может выступать средством для реализации педагогических программ до тех пор, пока они не стали его целью - мотивом, потребностью, интересом. Для этого необходимо, чтобы учащиеся приняли внутренне те задачи, которые ставятся в процессе обучения; чтобы они были самостоятельны в выборе средств для достижения поставленной цели.

Если мы больше всего ценим приобретение знаний, то описанные условия можно отбросить как бесполезные, т.к. они не ведут к увеличению количества фактических знаний или быстрейшему их усвоению.

Результаты взаимодействия в значимом учении - это не качество усвоенных знаний, а те изменения, которые происходят в личности, в ее развитии и росте. К ним относятся изменения следующего рода:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Роль и место естественнонаучных умений в процессе обучения физики
Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания ок ...

Анализ результатов диагностики особенностей лексической стороны речи детей экспериментальной группы со стертой дизартрией
В экспериментальном исследовании с целью изучения особенностей лексической стороны речи у детей 5 - 6 лет со стертой дизартрией мы также применили диагностические методики Е.Ф. Архиповой «Исследование семантической структуры слова и лексической системности». Полученные результаты эксперимента занос ...

Направления профориентации
Профориентация, проводимая, на современном этапе предполагает два направления: Работа с учащимися школ Работа связана с ориентацией учащихся на поступление в образовательные учреждения для приобретения конкретной профессии в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями школьников. Р ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru