Увлекательные уроки: основы создания

Страница 3

человек начинает воспринимать себя по-иному;

он более полно принимает себя и свои чувства;

становится более уверен в себе и автономен;

ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;

он становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;

начинает принимать и понимать других людей и т.д.

Некоторые ученые уже обратили внимание на то, что обучение на уроках не имеет аналогов в жизни. В самом деле, где кто видит, чтобы изо дня в день помногу часов одни сидели и слушали, а другие говорили? В жизни постоянно общаются, обмениваются мнениями, опытом. Это должно быть и на уроках. Пусть ходят, пусть общаются, пусть вместе решают проблемы, изучают новый материал, пусть живут на уроках полнокровной жизнью, а не сидят притихшие, с тоской ожидая вызова к доске! Пусть помогают друг другу!

Продолжая вопрос о привлекательности урока, необходимо еще раз сказать, что привлекательность не самоцель, а средство для побуждения желания учиться, раскрыть возможности учащихся.

Как сделать учение увлекательным? Теория и практика подсказывают два пути: проводить урок в интересной, занимательной форме и формировать познавательную активность ученика (развивать познавательную потребность).

Особый пласт взаимодействия учителя с учениками, также непосредственно влияющий на развитие их познавательной активности, - это речевой этикет. Основой его являются стилистическая интуиция учителя, речевая культура, чувство меры. Имеет право на жизнь только то слово педагога, которое несет информацию или коммуникативную инициативу. И всегда надо думать над тем, как оно отзовется, какую вызовет ответную реакцию у учащихся. Интерес к изучаемому материалу заметно возрастает, если осознается его практическая направленность, созданы условия для обмена мнениями, самостоятельного поиска.

В стремлении к артистичности речи важно уметь пользоваться "риторическим инструментарием" [см. Приложение 9], практическое назначение которого - придать коммуникационному общению душепроникающее воздействие и мыслеобразовательное влияние (В.М. Шепель). Данный риторический инструментарий выступает в виде ряда коммуникационных эффектов: эффектов визуального имиджа, первых фраз, аргументации, квантового выброса информации, паузы, релаксации, дисперсии, воображения, дискуссии, эллипса.

Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы; разнообразные тропы (метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты); использование коммуникационных эффектов и невербального языка. Однако, наверное, наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира учителя, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов. С.Л. Соловейчик писал: "Сейчас много говорят о техническом мастерстве учителя, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее - нравственный облик, манера общения и поведения учителя

Только при полноценном развитии речи учащихся возможно развитие их мышления и воображения, воспитание эмоций. Весь окружающий мир отражается в словарном составе языка. Учебный материал нашего предмета позволяет использовать на занятиях легенды и мифы, сказки и притчи, приводить исторические сведения, стихи, пословицы и поговорки, загадывать загадки.

При работе над созданием увлекательного урока перед учителем возникает вопрос: "Как организовать интересные для школьников ситуации?". Герасимов С.В. предлагает несколько групп создания интересных ситуаций Первую группу таких ситуаций, возникающих на уроке, условно назовем "неожиданное событие". Интерес возникает, если происходит то событие, которое, по мнению ученика, не должно было произойти. Исключение составляют те случаи, когда наступившее событие для ученика неприятно. Усилится интерес тогда, когда ребенок вначале выскажет свое мнение и лишь потом узнает, как действительно обстоит дело. В этом нет ничего нового: еще Сократ вначале заставлял говорить учеников и лишь затем говорил сам. Важен общий принцип, которым удобно пользоваться, - привлекательно то, что противоречит первоначальному представлению школьника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Понятие межличностных отношений в группах и коллективах
Субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия носят название межличностных отношений. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Их важнейшая специфическая че ...

Организация обучения решению текстовых задач на уроках математики
Значительное внимание уделяется вопросам организации обучения решению задач на уроках математики в процессе учебной работы над задачей. Выделяют следующие организации обучения решению текстовых задач: Фронтальное решение текстовых задач. Под фронтальным решением задач обычно понимают решение одной ...

Работа над лексико-грамматическим материалом
В восьмом классе в текстах для чтения впервые начинает появляться новый лексический материал, возникает и необходимость в умении использовать анализ для понимания отдельных слов без помощи словаря. Но пока это еще единичные случаи. Тем не менее, чтобы учащиеся могли справиться с ними, им приходится ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru