Увлекательные уроки: основы создания

Страница 3

человек начинает воспринимать себя по-иному;

он более полно принимает себя и свои чувства;

становится более уверен в себе и автономен;

ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;

он становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;

начинает принимать и понимать других людей и т.д.

Некоторые ученые уже обратили внимание на то, что обучение на уроках не имеет аналогов в жизни. В самом деле, где кто видит, чтобы изо дня в день помногу часов одни сидели и слушали, а другие говорили? В жизни постоянно общаются, обмениваются мнениями, опытом. Это должно быть и на уроках. Пусть ходят, пусть общаются, пусть вместе решают проблемы, изучают новый материал, пусть живут на уроках полнокровной жизнью, а не сидят притихшие, с тоской ожидая вызова к доске! Пусть помогают друг другу!

Продолжая вопрос о привлекательности урока, необходимо еще раз сказать, что привлекательность не самоцель, а средство для побуждения желания учиться, раскрыть возможности учащихся.

Как сделать учение увлекательным? Теория и практика подсказывают два пути: проводить урок в интересной, занимательной форме и формировать познавательную активность ученика (развивать познавательную потребность).

Особый пласт взаимодействия учителя с учениками, также непосредственно влияющий на развитие их познавательной активности, - это речевой этикет. Основой его являются стилистическая интуиция учителя, речевая культура, чувство меры. Имеет право на жизнь только то слово педагога, которое несет информацию или коммуникативную инициативу. И всегда надо думать над тем, как оно отзовется, какую вызовет ответную реакцию у учащихся. Интерес к изучаемому материалу заметно возрастает, если осознается его практическая направленность, созданы условия для обмена мнениями, самостоятельного поиска.

В стремлении к артистичности речи важно уметь пользоваться "риторическим инструментарием" [см. Приложение 9], практическое назначение которого - придать коммуникационному общению душепроникающее воздействие и мыслеобразовательное влияние (В.М. Шепель). Данный риторический инструментарий выступает в виде ряда коммуникационных эффектов: эффектов визуального имиджа, первых фраз, аргументации, квантового выброса информации, паузы, релаксации, дисперсии, воображения, дискуссии, эллипса.

Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы; разнообразные тропы (метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты); использование коммуникационных эффектов и невербального языка. Однако, наверное, наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира учителя, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов. С.Л. Соловейчик писал: "Сейчас много говорят о техническом мастерстве учителя, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее - нравственный облик, манера общения и поведения учителя

Только при полноценном развитии речи учащихся возможно развитие их мышления и воображения, воспитание эмоций. Весь окружающий мир отражается в словарном составе языка. Учебный материал нашего предмета позволяет использовать на занятиях легенды и мифы, сказки и притчи, приводить исторические сведения, стихи, пословицы и поговорки, загадывать загадки.

При работе над созданием увлекательного урока перед учителем возникает вопрос: "Как организовать интересные для школьников ситуации?". Герасимов С.В. предлагает несколько групп создания интересных ситуаций Первую группу таких ситуаций, возникающих на уроке, условно назовем "неожиданное событие". Интерес возникает, если происходит то событие, которое, по мнению ученика, не должно было произойти. Исключение составляют те случаи, когда наступившее событие для ученика неприятно. Усилится интерес тогда, когда ребенок вначале выскажет свое мнение и лишь потом узнает, как действительно обстоит дело. В этом нет ничего нового: еще Сократ вначале заставлял говорить учеников и лишь затем говорил сам. Важен общий принцип, которым удобно пользоваться, - привлекательно то, что противоречит первоначальному представлению школьника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Система работы по развитию творческих способностей на констатирующем этапе эксперимента
Задачи: 1. Анализ условий для проведения занятий по художественному труду. 2. Определение уровня творческого развития детей. Преддипломную практику я проходила в Мини-школе в 2 «Альфа» классе города Москвы. Техническая оснащенность кабинетов в данной школе позволяла в полной мере раскрыть творчески ...

Просветительские реформы Петра I
XVIIIвек для России – век кардинальных преобразований, подготовленным всем предшествующим ходом исторического развития – это период развития русской культуры, означавший постепенный переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени (русской классической культуре XIXв.), начало которому по ...

Подходы к музыкальному развитию в отечественной психологии
Постановка этой проблемы в отечественной педагогике и психологии принципиально отлична. Как по своей социальной целенаправленности, так и по диалектико-материалистическому пониманию процессов развития личности ребенка. В процессе приобретения ребенком социального музыкального опыта выявляются и раз ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru