Зарождение методики обучения биологии в России в Средние века

Новое о образовании » Зарождение методики обучения биологии в России » Зарождение методики обучения биологии в России в Средние века

Страница 1

На Руси в Средние века школы создавались, как правило, при церкви или монастыре. Так, в 1648 году боярин Федор Ртищев на свои средства открыл в Москве школу при Андреевском монастыре. В 1682 году ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев также при монастыре открывает школу. Наряду с грамматикой и риторикой в ней преподавали математику и физику. В школе работали ученые греки - братья Ионнакий и Софроний Лихуды, получившие образование в Венеции и Падуе. Предмет под названием "Физика" рассматривал вопросы естественной философии. На уроках обсуждались положения натуралистического порядка - строение земли и неба, различные метеорологические явления, свойства предметов неживой природы, например минералов, свойства растений, животных и человека.

Одна из первых книг XVвв., по которой обучали детей на Руси, - сборник рассказов "Физиолог" о реальных и фантастических животных. Этот труд был создан в II - III вв. н.э. на основании античных и восточных источников. В Средние века в России и других странах в качестве учебника был популярен "Шестоднев" - сочинение епископа Василия Великого (ок.330 - 379 гг.). В нем автор изложил принципы христианской космологии (библейский рассказ о сотворении мира), дал отдельные пояснения натуралистического плана и привел географические, зоологические и ботанические сведения о разнообразии животных, растений, об их свойствах. Помимо "Шестоднева" в XVв. На Руси имел хождение и другой сборник византийского происхождения - "Толковая Палея", составленный из различных сочинений религиозного характера и произведений античных писателей - Аристотеля, Плиния, Оппиана и др., обработанных в духе религиозной идеологии. При изложении ветхозаветной истории о сотворении мира авторы "Толковой Палеи" приводят много сведений по естествознанию: о солнце, луне, звездах, различных животных и растениях, но, как и в "Шестидневе", объяснение дается на основе библейских традиций.

В XVI в. в Россию попадает переведенная с латинского на русский язык книга "Луцидариус", написанная в XII в. Это диалог между учителем и учеником, которой содержит большой материал натуралистического характера, в том числе о смене дня и ночи, о разных странах, об их животном мире, о воде, воздухе и др. Широкое распространение получили "Азбуковники" и "Алфавиты" как учебники и книги для чтения, особенно в XVI - XVII вв. В них в алфавитном порядке размещались сведения "обо все", в том числе по естествознанию. В качестве источника использовались книги "Физиолог" и "Толковая Палея".

В XVII в. в России было очень популярно сочинение неизвестного латинского автора начала XVI в. "Проблемата". В этом многотомном трактате с большими искажениями излагались идеи Аристотеля и Гиппократа. Другим памятником этого периода, содержащим только зоологические сведения, был трактат "Бестиарий" греческого проповедника XVI в. Дамаскина Студита. Характерно, что при изложении фактического материала о животных, в "Бестиарии" в отличие от "Физиолога", "Толковой Палеи" нет нравоучительных поучений и сравнений. Однако, как и во всех вышеназванных трудах, предназначенных для натуралистического просвещения, в "Бестиарии" истина очень густо перемешена с вымыслом без анализа и проверки фактов, без соотнесения их с научными данными.

Значительный интерес для России XVIII в. представлял труд "Зерцало естествозрительное", изданный в Москве в июле 1713 года по заказу и на средства купца Ивана Короткого. Сочинение (на 218 страницах) представляло собой курс естественной философии для учащихся старшей ступеней школы. Оно включало сведения о строении Вселенной, неорганических веществах, растениях, животных и человеке. Курс излагался с позиции философии Аристотеля, но знания о природе были очень поверхностны и перемешаны с вымыслом, суевериями и фантазиями. Такое мистико-символическое объяснение природных явлений свидетельствовало о средневековом уровне мышления.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Принцип реабилитации детей с задержкой речевого развития
Чрезвычайно важно осуществлять лечебно коррекционную работу в отношении детей с той или иной речевой патологией. Как правило, речевая патология сопровождается различными неврологическими нарушениями. Особенно часто речевая патология отмечается при детских параличах. Следует помнить, что вся психоло ...

Сущность понятия «народные промыслы»
Изучение основ народной культуры в современной школе, как известно, имеет место. Важность этой работы ни у кого не вызывает сомнений. Вместе с тем анализ существующего опыта позволяет сделать вывод о том, что очень часто народная культура представлена наиболее известными ремеслами. Сегодня дети зна ...

Игры, тренинги
1.Познакомимся с увлекательными играми, которые помогут развивать память. За каждую игру Вы будите получать какое-то количество баллов, в конце занятия мы их посчитаем и узнаем хорошая ли у Вас память. Игра 1: Нам потребуется 2 "одинаковых " рисунка с некоторыми отличиями. В начале показы ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru