Коррекционная работа по развитию интеллектуальных способностей младших школьников

Новое о образовании » Влияние социокультурных условий жизни на интеллектуальное развитие младших школьников » Коррекционная работа по развитию интеллектуальных способностей младших школьников

Страница 1

Одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие их общих интеллектуальных способностей (мышления, памяти, внимания). Для наиболее эффективного решения этой задачи необходимо четкое понимание данного термина учителем и исследование уровня развития интеллекта учащихся.

Задача педагога – не оставить без внимания развитие этого умственного начала, мыслительной способности. Если ребёнок не овладеет приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, то в средних классах он обычно переходит в разряд неуспевающих. Развитие интеллектуальных (мыслительных, умственных) способностей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие логического мышления, внимания и памяти помогает учащимся лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективно использовать накопленные знания и навыки на уроках математики. Формирование конструктивных навыков и пространственного воображения способствует более эффективной деятельности на уроках труда.

Для оказания помощи проблемному ребенку необходимо оценить не только уровень его общего развития, но также и степень развития его интеллектуальных способностей и возможностей. Выбор эффективных средств помощи детям младшего возраста, повышающих возможности их обучения, должен быть основан не только на четком понимании причин отставания в развитии, но и на выявлении и эффективном использовании тех механизмов, которые могут оказать влияние на возможности развития ребенка в целом ребенка в конкретных условиях его жизнедеятельности. Это поставило перед ними задачу разработки специальной программы для оказания такой помощи детям непосредственно в школе педагогами дополнительного образования. В результате нами была разработана программа "Учись учиться", предназначенная для социально-педагогической, коррекционно-развивающей и профилактической работы в школе.

Разработанная программа, предусматривает не только возможность выявления причин низкого уровня интеллектуального развития ребенка, но и выбор форм коррекционно-развивающей работы и способов ее организации с учетом ресурсов самого ребенка, его социального окружения, а также возможностей специалиста, реализующего эту модель. Целью при этом является объединение усилий (значимых для ребенка) взрослых, которые, по возможности, вовлекаются в организуемую педагогом развивающую и коррекционную работу. Педагог и психолог общеобразовательного учреждения при этом осуществляет воздействие на ребенка не только непосредственно, в режиме групповой и индивидуальной работы в специально организованной среде, но также и через родителей и педагогов, меняя с их помощью систему требований и подкреплений в актуальной ситуации развития ребенка.

Важной целью социально-педагогического вмешательства является в первую очередь осуществление воздействия на стиль взаимоотношений взрослых с ребенком.

Программа включает:

1) работу с учащимися по развитию интеллектуальных способностей, регулярные развивающие занятия со всеми учащимися; игровые логические задачи; игры-головоломки; игровые задания; индивидуальную работу со слабыми и сильными учениками

2) сотрудничество с педагогом, психологом и логопедом школы;

3) работу с родителями (индивидуальные консультации, рекомендации, родительские собрания, помощь в подборе нужной литературы и дидактического материала).

Продолжительность занятий - 30 мин. Каждое занятие содержит упражнения, направленных на формирование таких мыслительных операций, как выделение существенного признака, сравнение, классификация, обобщение, анализ, синтез т.д.

Рассмотрим примерное содержание данных упражнений.

Упражнение "Загадка" Цель: научить ребёнка узнавать предмет по заданным признакам. Задание: назвать предмет, про который можно сказать: гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Упражнение "Признак" . Цель: научить называть признаки предметов, явлений, развивать речь. Задание: назвать признаки лимона (помидора, яблока, осени и т.д.)

Упражнение "Найди существенное" Цель: научить находить существенные признаки предметов. Задание: выделить 2 слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. Например: ЧТЕНИЕ (глаза, тетрадь, книга, карандаш, очки).

Упражнение "Логическая задача". Взрослый и ребёнок сели в лодку и отправились ловить рыбу. Взрослый говорит ребёнку: "Ты мне сын, но я тебе не отец". Кем приходится взрослый ребёнку.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Химический элемент и простое вещество
Оборудование. Мультимедийный проектор. Домашнее задание к уроку. Представления об атомах и элементах у различных ученых (готовится в виде кратких сообщений, желательно с цитатами из работ авторов). На предыдущем уроке при объяснении домашнего задания было показано несколько слайдов. Ход урока «Расп ...

Сущность методики развития речи
В методической теории отражены объективные особенности обучения детей родному языку, обобщено все лучшее в области методики развития речи, что создавалось в отечественном дошкольном воспитании и существует сейчас. Методикой устанавливается ряд твердых норм при решении тех или иных задач развития ре ...

Обучение детей дошкольного возраста упорядочиванию предметов по величине
Обучение детей дошкольного возраста упорядочиванию предметов по величине имеет очень большое значение, т.к. четкое представление о величинах есть основа многих математических представлений. Сериационный ряд представляет собой последовательный ряд предметов, который обладает общими признаками и общи ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru