Тема: Характеристика химического элемента по его расположению в периодической системе и строение атома.
Цель урока:
Повторение пройденного материала.
Развивать навыки самостоятельной работы.
Учить давать характеристику химического элемента по его положению в периодической системе и строению атома.
Дать представление об особенности строения элементов на примере серы.
Формировать:
представление о строении веществ;
умение описывать химические элементы;
расширять кругозор познаний учащихся о строении элементов.
Опорные понятия: атом, энергия, химический элемент, ядро, протон, нейтрон, электрон, энергетический уровень, амфотерность.
План урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания (работа по карточкам – 3 ученика, фронтальный опрос).
Карточки:
Атомы каких элементов легче теряют электроны: а) лития или натрия; б) магния или фосфора? Почему?
Вычислить, какой объем иодоводорода надо взять, чтобы его масса была равна массе хлороводорода объемом 11,2 дм3.
Вопросы:
Как изменяются радиусы атомов и ионов в группах и периодах периодической системы? У атома какого элемента, хлора или брома, радиус больше? Почему?
Что такое энергия ионизации? Что она выражает и как изменяется по периодам и группам?
Что такое энергия сродства к электрону? Почему у неона Ne отсутствует такая характеристика?
Дайте определение электроотрицательности элемента. Что характеризует эта величина?
Объяснение нового материала.
Периодический закон Д.И. Менделеева.
Характеристика химического элемента.
Описание любого химического элемента по алгоритму:
Общие сведения об элементе:
а) название химического элемента;
б) его химический знак;
в) относительная атомная масса.
Положение химического элемента в периодической системе:
а) атомный порядковый номер;
б) номер периода;
в) номер группы и ее тип: А или В.
Состав атома элемента:
а) заряд ядра атома;
б) число протонов, электронов и нейтронов.
Электронное строение атомов элемента:
а) электронная схема атома;
б) электронная формула атома;
в) электронно-графическая схема атома;
г) электронная конфигурация внешнего энергетического уровня;
д) электронный тип элемента.
Состав и свойства простого вещества:
а) металл-неметалл;
б) формула простого вещества;
в) агрегатное состояние при обычных условиях.
Степень окисления элемента в высших оксидах и летучих водородных соединениях. Электроотрицательность.
Формулы оксидов и соответствующих им гидроксидов. Характеристика кислотно-основных свойств этих соединений.
Формула летучего водородного соединения.
Охарактеризуем согласно приведенному алгоритму химический элемент – S.
Сера
Название химического элемента – S, химический знак – S, относительная атомная масса – 32.
Сера – элемент с атомным номером 16, находится в 3-м периоде, IV А группе.
Заряд ядра атома серы +16, следовательно, в ядре находится 16 протонов, а общее число электронов также 16. Основной нуклид 16 32S содержит в ядре еще 16 нейтронов.
Актуально о образовании:
Место занятий по стилистике в системе уроков по русскому языку
Место стилистики в системе уроков по русскому языку в 8 классе по разному представлено в отдельных учебниках и соответствующих программах по ним. Анализ действующих учебников для школы позволяет сделать вывод, что теоретические сведения и практические задания школьных учебников нуждаются в дополнен ...
Работа над содержательной стороной
письменной речи
Поговорим об обучении учащихся языковой догадке. Как известно, развитие умения учащихся догадаться о значении незнакомого слова является важным условием их успеха в овладений умением читать. Самый легкий вид языковой догадки - узнавание и понимание английских и французских слов, звучание и значение ...
Проблемная ситуация - основное звено проблемного обучения
Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный момент мышления, является необходим ...