Место занятий по стилистике в системе уроков по русскому языку

Новое о образовании » Особенности изучения стилистики в 8 классе » Место занятий по стилистике в системе уроков по русскому языку

Страница 1

Место стилистики в системе уроков по русскому языку в 8 классе по разному представлено в отдельных учебниках и соответствующих программах по ним.

Анализ действующих учебников для школы позволяет сделать вывод, что теоретические сведения и практические задания школьных учебников нуждаются в дополнении. Для организации эффективной грамматико-стилистической работы на уроках русского языка в 8-м классе необходимо включить дополнительные теоретические сведения об эстетической функции языка, специфических чертах художественного стиля (образности, использовании языковых средств других стилей, эмоциональности, экспрессивности, динамизме, недопустимости стандарта, ярко выраженной авторской индивидуальности), языковых особенностях художественного стиля (в области лексики: использование языковых средств других функциональных стилей, внелитературных средств языка в эстетической функции, лексических синонимов и антонимов, неологизмов и окказионализмов; в области морфологии: использование разных видо-временных форм глагола в одном контексте, деепричастий как дополнительного средства выражения динамизма и глагольности художественной речи; в области синтаксиса – всех типов простого и сложного предложения; средств поэтического синтаксиса).

Необходимо организовать систематическую работу, направленную на развитие у учащихся коммуникативных умений и навыков на основе формирования представления об эстетической функции языка, для чего признать, что

1) основным видом учебных действий при формировании коммуникативных умений и осознании учащимися эстетической функции языка являются грамматико-стилистические упражнения, дидактический материал которых представлен текстами художественного стиля;

2) в качестве практических заданий дополнительно к упражнениям школьных учебников необходимо включить стилистический анализ текста и анализ языковых особенностей текстов разных стилей.

4. Формирование знаний по стилистике и осознание учащимися эстетической функции языка в 8-м классе должны осуществляться с опорой на методические принципы: принцип взаимосвязи в изучении грамматики и стилистики и стратегические принципы методики преподавания русского языка: принцип обусловленности основного направления в преподавании родного языка его коммуникативной функцией во всех её проявлениях и принцип раскрытия эстетической функции родного языка путём показа лингвистических элементов, имеющих в данном художественном тексте изобразительно-эстетическую значимость.

5. Основные пути формирования коммуникативных умений – изучение грамматики во взаимосвязи со стилистикой и работа над языковыми особенностями функциональных стилей при обучении созданию текста на уроках развития речи.

Рассмотрим далее, как представлены разделы по стилистике в различных учебниках и программах по русскому языку в 8 классе.

1. Программа «Развитие речи. 5-9-й классы». Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева. Допущено Министерством образования и науки РФ. Программа подготовлена под научной редакцией академика РАО А.А.Леонтьева.

В 8 классе выделяются следующие разделы по стилистике:

• Художественный стиль (расширение понятия).

Повествование в художественном стиле. Рассказ.

Повествование с элементами рассуждения. Рассказ на основе услышанного.

• Публицистический стиль (расширение понятия).

Повествование и описание в публицистическом стиле. Отзыв о книге.

Описание с элементами рассуждения. Портретный очерк.

• Научный стиль (расширение понятия).

Повествование в научном стиле.

Рассуждение с элементами повествования и описания в научном стиле.

Тезисы и конспект. Доклад.

• Официально-деловой стиль (расширение понятия).

Тексты официально-делового стиля: заявление, автобиография.

2. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Русский язык 5 – 9 классы». Составитель Л.М. Рябченкова.

Предусматривает следующее распределение тем по стилистике в 8 классе:

Тема

1 полугодие

Кол-во часов

§ 4 Понятие о функциональных разновидностях языка

2

§ 5 Разговорная речь

2

Сжатое изложение упр.107

1

§ 6 Официально-деловой стиль речи

2

§ 7 Научный стиль речи

2

§ 8 Публицистический стиль речи

3

§ 9 Язык художественной литературы

2

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Научно теоретические основы исследования
В процессе разработки и адаптации методики экспериментального исследования мы изучили работы таких авторов как Е.Ф. Архипова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина Л.И. Белякова, А.Н. Гвоздев, О.Е. Громова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.М. Кольцова, С.Н. Цейтлин и др. , на о ...

Анализ средств развития мелкой моторики детей с нарушением интеллекта
нарушение интеллект моторика лечебный Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей с нарушением интеллекта двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, разв ...

Клинико-психолого-педагогический аспект изучения ОНР
На основе психолого-педагогического анализа различных форм речевой патологии в дошкольном возрасте Р.Е. Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И.Жаренкова, Г.А. Каше, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова и др.) в 1961 году выделили системн ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru