Развитие творческого потенциала учащихся 5-9 классов на уроках по культурологическим дисциплинам

Новое о образовании » Развитие творческого потенциала учащихся 5-9 классов на уроках по культурологическим дисциплинам

Социокультурные и экономические преобразования в мировом обществе конца XX - начала XXI вв. вызвали глубокие изменения в системе образования. Во всех его звеньях все более приоритетными становятся общечеловеческие ценности и идеалы, актуализируется проблема развития творческой личности, способной осуществлять социально ответственный выбор, осознанно оценивать свою деятельность. Одной из тенденций современной педагогики является развитие у учащихся творческих способностей, как неотъемлемого компонента самостоятельной познавательной деятельности. Это направление обусловлено объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира, необходимостью всестороннего развития личности, природной активностью ребенка, реализующейся в творческой деятельности. Фактически речь идет о создании новой по духу педагогической теории нашего времени и воплощении ее в школьной практике.

Цель данной курсовой работы: анализ условий и методик развития творческого потенциала учащихся среднего звена (5-9 классы) на уроках по культурологическим дисциплинам (музыка, изобразительное искусство, литература, история, обществоведение и т.д.). Задачи курсового проекта:

v определить сущность понятия «творчество» и «творческий потенциал» для учащихся 5-9 классов;

v охарактеризовать условия, при которых возможна положительная динамика в развитии творческого потенциала учащихся среднего звена: способности и задатки ребёнка, личность педагога, методика занятий;

v рассмотреть основные виды занятий, развивающих творческие возможности учеников 5-9 классов на уроках по культурологическим дисциплинам: методики работы с текстовой, визуальной, слуховой информацией, использование технических средств обучения (ТСО);

v сделать выводы о возможностях и перспективах развития творческого потенциала учащихся 5-9 классов на уроках по культурологическим дисциплинам.

Анализ психолого-педагогических и философских исследований различных видов творчества (литературного, художественного, технического и т.д.) учащихся показывает, что интерес к этим проблемам не ослабевает на протяжении многих десятилетий.

Необходимость создания новых педагогических программ и методик, которые содержат компонент развития творческих способностей у школьников разного возраста подчёркнута в работах А.М. Матюшкина, И.П. Калошина и В.Б. Ежеленко. Современными педагогами - В.И. Андреев , Т.А. Барышева, В.И. Загвязинский, В.Г. Рындак - подчеркнута необходимость уделения особого внимания развитию индивидуальных творческих способностей подрастающего поколения. В статьях В.Г. Рындака указывается, что творческая деятельность является важным компонентом познавательной деятельности учащихся на любом уроке, в том числе математике, физике и т.д.

Педагогические аспекты творческого развития личности выявлены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева, Е.Л. Яковлевой и др. Я.А. Пономарёв во введении к книге «Психология творчества и педагогика» называет культурологические дисциплины основой развития творческого потенциала школьника. В целом, все отечественные авторы признают особую роль культурологических методов и дисциплин в развитий творческих способностей учеников, в том числе среднего звена. Главным лимитирующим фактором выступает методологическая и профессиональная ограниченность педагогов в методиках и опыте такой работы.

Решение этой проблемы предполагает увеличение числа классов с углубленным изучением отдельных предметов в области гуманитарных, естественно-математических, технических дисциплин, дифференциацию учебно-воспитательного процесса во всех школах страны, внедрение методик развития творческих способностей у учеников 5-9 классов на уроках по культурологическим дисциплинам. Кардинальные изменения в системе образования предполагают выявление закономерностей развития личности учащегося в ее связи с культурой.

Актуальность обозначенной проблемы определяется необходимостью решения возникших противоречий между:

• возросшей потребностью общества в творческой личности и недостаточной готовностью школы к реализации этого социального заказа;

• потребностью инновационных образовательных учреждений в научно-методическом обеспечении процесса развития творческих способностей учащихся и недостаточным уровнем изученности данного вопроса в педагогической науке и практической деятельности;

• высоким педагогическим потенциалом культурологических методов в развитии творческих способностей учащихся и его недостаточным использованием для развития творческих способностей учащихся 5-9 классов.

Курсовая работа состоит из следующих компонентов:

ü Введение

ü Основная часть, разделённая на две главы, которые в свою очередь включают тематические пункты

ü Заключение

ü Список использованной литературы

ü Приложение, состоящее из методической разработки урока всемирной истории у учащихся 5-го класса общеобразовательной школы на тему «Религия древних греков» с дополнительными заданиями и компьютерной презентацией «Пантеон греческих божеств» (18 слайдов).


Актуально о образовании:

Характеристика стертой дизартрии в трудах различных исследователей
Е.Н. Винарская характеризует дизартрию как «…невнятную, смазанную, малоразборчивую речь, обусловленную стволово – подкорковыми очаговыми поражениями мозга». Дизартрия - латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи-произношения. А. Н. Корнев определяет дизартрию у ...

Анализ программы Конышевой Н.М. «Методика трудового обучения младших школьников: основы дизайнообразования»
Прежде чем перейти непосредственно к раскрытию некоторых методических аспектов в изучении народной культуры, на наш взгляд, следует сказать с существующих ныне новых программах трудового обучения. Их много, но, по нашему мнению, наибольшего внимания заслуживает программа трудового обучения (основам ...

Особенности развития и воспитания старших школьников
Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением фи­зической и психической зрелости. Однако процесс лич­ностного формирования учащихся этого возраста проис­ходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают отпечаток на процесс ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru