Методика работы с текстовой информацией на уроке и особенности развития творческих навыков при работе с текстом

Новое о образовании » Развитие творческого потенциала учащихся 5-9 классов на уроках по культурологическим дисциплинам » Методика работы с текстовой информацией на уроке и особенности развития творческих навыков при работе с текстом

Методика развития умений работы с текстом включает в себя формирование умений и навыков обработки текста. Наиболее простыми и доступными на уроке являются пересказ, поиск ответов на поставленные вопросы, и составление вопросов к тексту. В качестве помощи учителю могут использоваться: разделение текста на фрагменты для пересказа; вопросы после текста (как правило, такие вопросы имеются в учебниках по истории, литературе, предмету «Человек и общество» и др.). Работа может проводиться индивидуально, парами, группами или всеми учащимися на уроке или дома. Для пересказа ученики могут пользоваться самостоятельно составленным планом и набором опорных слов, что требует предварительной подготовки и помощи учителя.

Задачами преподавателя являются не только обучение навыкам составления плана, поиска опорных слов, пересказа текста «по частям», увеличение объёма и сложности текста со временем, но также воспитание личностных качеств ребёнка, формирование правильной речи, особенностей произношения (особенно у детей с дефектами речи различного характера), умения говорить. Практика показывает, что у большинства детей, с которыми проводиться методическая работа по формированию умений пересказа и перевода, постепенно развивается не только комплекс речевых навыков и все виды памяти, но и личностные качества рассказчика и оратора.

Для тренировки устной речи и речевых навыков иногда используется пересказ «от первого лица», при котором ученику предлагается рассказать историю от собственного имени. Такой рассказ может принимать вид интервью: ученики и сам учитель могут задавать отвечающему вопросы по тексту. Данный метод может применяться как для индивидуальной, так и коллективной работы (парной, групповой), в таком случае получается рассказ «по ролям».

При желании детей и наличии учебного времени они могут подготовить театрализованное выступление и разыграть текст «по ролям». Учитель может сам распределить роли или поручить это самостоятельно группе учеников, но необходимо учитывать как состав группы, так и личные качества и умения каждого ребёнка, чтобы в ходе работы между учениками не возникло конфликтов. Для развития творческих качеств ребёнка полезным является задание дополнить воплощаемый образ атрибутикой героя, гримом, элементами костюма. Это вид домашнего задания, с котором детям понадобиться определённое время и помощь родителей, что должен учитывать учитель.

В 7-9 классах педагог концентрируется на развитии навыков работы с дополнительными источниками при написании сочинений, рефератов, устных выступлений и проектов. Методика научных проектов учащихся является одним из перспективных направлений в развитии творческих способностей школьников. Первый опыт простых научных проектов по истории, природоведению и обществоведению может быть получен уже в 5-м классе при организации учащимися социальных опросов, подготовке материалов к часам информирования или открытым урокам. Особое значение имеет проведение различных региональных форумов, научных конференций, чтений, конкурсов и слётов, которые дают возможность ученикам не только закрепить, но и развивать в дальнейшем уже полученные навыки.

Главным условием при организации использования одной из перечисленных методик на уроке является высокий уровень заинтересованности и активность учеников при выполнении задания. Этот фактор во многом зависит от личности и профессиональных навыков педагога. На занятиях талантливого учителя ученики 5-х классов могут осваивать умения написания рефератов и составления устных выступлений, а девятиклассники, наоборот, будут с удовольствием разгадывать кроссворды, рисовать и принимать активное участие в развивающих викторинах на повторение пройденного материала.


Актуально о образовании:

Структура проблемного урока
Структура проблемного урока лежит в основе тематического и поурочного плана, предопределяющего логику анализа урока. Под структурой понимают различные варианты взаимодействия между элементами состава, возникающие в процессе функционирования объекта. Структурными элементами проблемного урока являютс ...

Роль и место естественнонаучных умений в процессе обучения физики
Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания ок ...

Разделение студентов по группам на основе анализа их познавательной самостоятельности
Демократизация всех сторон экономической и общественной жизни существенным образом отразилась на социокультурные позиции учителей. Состоялось движение механизма саморазвития школы; оказалось, что его источники находятся в творчестве учителей, в их инновационной деятельности. Центральной, если не гл ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru