Обучение детей дошкольного возраста упорядочиванию предметов по величине

Новое о образовании » Математика в детском саду » Обучение детей дошкольного возраста упорядочиванию предметов по величине

Страница 1

Обучение детей дошкольного возраста упорядочиванию предметов по величине имеет очень большое значение, т.к. четкое представление о величинах есть основа многих математических представлений.

Сериационный ряд представляет собой последовательный ряд предметов, который обладает общими признаками и общим назначением. Примером может послужить набор посуды (сервиз), где представлены тарелки или ложки для первых блюд, для второго, для десерта. Набор матрешек, состоящий из 3-7 матрешек разного размера, но одинаково оформленных. Набор слоников, столь популярный в 40-50-е годы как украшение для камина, комода.

В каждом возрасте ребенок способен усвоить только определенный объем информации. Поэтому обучение будет строиться в зависимости от возраста ребенка. Так, в средней группе ребенку можно показать матрешку из трех предметов и предложить выбрать самую маленькую из них и спрятать в матрешку среднего размера. Затем эти две матрешки поместить в самую большую матрешку.

Малыши этого возраста любят собирать пирамидку из цветных колец. Воспитатель просит взять самое большое кольцо и одеть на стержень. Затем взять кольцо немного поменьше и тоже одеть на стержень. И так до тех пор, пока все кольца не будут нанизаны на стержень. Ребенка надо похвалить за успешную работу, т.к. в этом возрасте ребенок еще плохо ориентируется в размерах предметов и ему трудно выстроить правильно сериационный ряд из цветных колец.

Дети старшего дошкольного возраста уже научились выстраивать сериационный ряд из колец. Поэтому задание можно усложнить. С той же матрёшкой. Для сборки - разборки можно взять матрешку уже не из 3-х, а из пяти-семи предметов. Пирамидку также можно увеличить с пяти до 7-9 колец. Можно дать задание усадить кукол по их росту, т.е. сначала маленькую, затем побольше, затем еще больше. Можно построить детей по росту и каждый пусть определит свое место.

Дети подготовительной группы детского сада уже могут мыслить более абстрактно. Им не надо видеть предметный ряд. Они уже научились представлять действия с предметами в уме. Поэтому для построения сериационного ряда с ними можно использовать художественные произведения. Очень хорошо сделать разбор сказок "Три медведя", "Репка".

В "Трех медведях" сериационный ряд постоянно повторяет цифру три. Три медведя разной величины, но одинаковых свойств, три стула, три миски, три постели. В сказке этот ряд выстроен от большого к малому. Детям надо задать вопрос: "А чем же отличается миска папы-медведя от миски мамы-медведицы и от миски маленького Мишутки?" Если дети правильно ответили, то надо их похвалить и подтвердить: "Правильно, величиной, а во всем остальном они одинаковые. Поэтому, их можно поставить в один предметный ряд". Можно усложнить задание и предложить детям самим найти в сказке одинаковые по свойствам, но разные по величине предметы.

В сказке "Репка" также наблюдается сериационный ряд. Объединяет всех то, что они живые люди или животные, что они живут в этом доме. Самый большой - это дедка, поменьше - бабка, еще меньше - внучка, еще меньше - собака Жучка, еще меньше - кошка, и самая маленькая - мышка. Объединяет их то, что они все вместе тянут большую-пребольшую репку.

Таким образом, дети получают представление о сериационном ряде величин, а также учатся строить свои сериационные ряды.

Понятие величины имеет довольно распространенное значение и в математике и в обычной жизни. С величиной человек сталкивается сплошь и рядом. Она присутствует и в бытовых предметах, и в окружающем мире человека. Размер может быть малым, большим, очень малым и очень большим, средним, огромным. К понятию величины относятся также такие определения, как минимум, максимум, супер, гипер, мега, мини.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Особенности лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией
В предыдущих главах нашего исследования мы рассмотрели онтогенез лексической системы при нормальном речевом развитии ребенка. Однако под влиянием различные неблагоприятных воздействий, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а так же в первые годы жизни ребенка могут приводить ...

Исследования эмоционального проявления детей 5-го года жизни на музыкальные произведения
Цель: изучить эмоциональное проявление дошкольников 5-го года жизни на музыкальные произведение. Задача: сравнить, музыкальные произведения какого характера, темпа вызывают больше эмоциональныхпроявлениий. Эмоции проявляются в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомим ...

Работа над содержательной стороной письменной речи
Поговорим об обучении учащихся языковой догадке. Как известно, развитие умения учащихся догадаться о значении незнакомого слова является важным условием их успеха в овладений умением читать. Самый легкий вид языковой догадки - узнавание и понимание английских и французских слов, звучание и значение ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru