Лингвометодические условия формирования умения дифференцировать синонимы имен прилагательных

Новое о образовании » Формирование лексических умений младших школьников при работе с синонимами имен прилагательных » Лингвометодические условия формирования умения дифференцировать синонимы имен прилагательных

Страница 3

- включение слова в контекст словосочетания, предложения, связного целого (контекстуальный принцип);

Часть этих принципов необходима для семантизации слов (экстралингвистический и парадигматический), часть – при актуализации слов (функциональный и контекстуальный), часть – при семантизации и при актуализации (синтагматический).

Приемы семантизации слов

Существует несколько приемов толкования лексического значения слова: логическое определение понятия, сопоставление неизвестного слова с известным, мотивационный анализ слова (в т.ч. этимологический анализ). Наряду с этим используется наглядность и контекст (словосочетания, предложения единого связного целого).

Контекст нередко создает иллюзию понимания смысла слова. Поэтому необходимо подобрать такой контекст, чтобы он позволял получить хотя бы самое общее представление о значении слова. Этого бывает достаточно для понимания читаемого. Но для более четкого понимания слова и активного пользования им опора лишь на контекст имеет ограниченное значение.

Узкий диапазон имеет и применение наглядности при объяснении смысла слова. Ограниченность этого способа находится в прямой связи с характером семантики слова: наглядно представить конкретные предметы, явления и, в очень незначительной степени, процессы и качества. С помощью наглядных средств нельзя объяснить ни оттенки значения слова, ни его употребление.

Значительно большее применение находит сопоставление неизвестного слова с известным, имеющимся в словарном запасе школьника и хорошо знакомом ему для сопоставления используются синонимы и антонимы. Сущность этого способа заключается в переносе значений известного слова на неизвестное, либо по сходству значений, если привлекаются синонимы, либо по противоположности, если привлекаются антонимы. Наиболее целесообразен следующий порядок работы: учитель называет, к примеру, синонимы и указывает то общее, что есть в значении неизвестного слова с данным словом, известным детям. После этого учащимся прелагается указать значение неизвестного слова или только оттенок значения, опираясь на смысл известного слова.

В начальных классах не сообщаются теоретические сведения о синонимах, однако практическая работа с ними, наблюдения над языком предполагают формирование у учащихся понятия о синонимах. По современной методике работа с синонимами ведется в школе в следующих направлениях:

1. формирование понятия синонимами;

2. обогащение словаря учащихся;

3. формирование навыков самостоятельного использования синонимов в связном высказывании.

Система практических упражнений из следующих элементов:

а) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;

б) подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, выяснение оттенков значений, различий в из употреблении;

в) специальные упражнения с синонимами;

г) активизация синонимов, т.е. использование их в связной речи;

д) исправление речевых ошибок типа неудачно употребляемых слов: замена неудачного слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.

В современной методической науке нельзя считать окончательно решенным вопросом об отборе синонимических рядов для изучения в школе. Полагается, что на ранних этапах синонимы надо выбирать из числа понятийных (идеографических), причем таких, которые часто употребляются в речи. Кроме учета частотности употребления слов, входящих в синонимический ряд, должны приниматься во внимание и другие признаки:

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Работа с родителями по вопросам воспитания этической культуры у младших школьников
Велика роль семьи в развитии у ребенка представлений о морали. Это влияние может быть положительными и отрицательными. Так, отправляя ребенка в школу, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай книгу, её могут испачкать, порвать». В школе же постоянно в беседах на уроках, в повседневной д ...

Конспект занятий
На основании рабочего плана тренер составляет конспект на каждое занятие (табл. 4). В конспекте он перечисляет упражнения, излагает их направленность как средства для решения задач, раскрывает методические приемы, строго регламентирует время. Конспект составляется с учетом результатов предыдущих за ...

Методические особенности преподавания истории психологии
История психологии — отрасль психологической науки, изучаемая на психологических факультетах университетов и академий. Но это не прикладная наука, а теоретическая, объясняющая современное состояние психологии на основе ее ретроспективного анализа. История психологии реконструирует процесс развития ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru