- включение слова в контекст словосочетания, предложения, связного целого (контекстуальный принцип);
Часть этих принципов необходима для семантизации слов (экстралингвистический и парадигматический), часть – при актуализации слов (функциональный и контекстуальный), часть – при семантизации и при актуализации (синтагматический).
Приемы семантизации слов
Существует несколько приемов толкования лексического значения слова: логическое определение понятия, сопоставление неизвестного слова с известным, мотивационный анализ слова (в т.ч. этимологический анализ). Наряду с этим используется наглядность и контекст (словосочетания, предложения единого связного целого).
Контекст нередко создает иллюзию понимания смысла слова. Поэтому необходимо подобрать такой контекст, чтобы он позволял получить хотя бы самое общее представление о значении слова. Этого бывает достаточно для понимания читаемого. Но для более четкого понимания слова и активного пользования им опора лишь на контекст имеет ограниченное значение.
Узкий диапазон имеет и применение наглядности при объяснении смысла слова. Ограниченность этого способа находится в прямой связи с характером семантики слова: наглядно представить конкретные предметы, явления и, в очень незначительной степени, процессы и качества. С помощью наглядных средств нельзя объяснить ни оттенки значения слова, ни его употребление.
Значительно большее применение находит сопоставление неизвестного слова с известным, имеющимся в словарном запасе школьника и хорошо знакомом ему для сопоставления используются синонимы и антонимы. Сущность этого способа заключается в переносе значений известного слова на неизвестное, либо по сходству значений, если привлекаются синонимы, либо по противоположности, если привлекаются антонимы. Наиболее целесообразен следующий порядок работы: учитель называет, к примеру, синонимы и указывает то общее, что есть в значении неизвестного слова с данным словом, известным детям. После этого учащимся прелагается указать значение неизвестного слова или только оттенок значения, опираясь на смысл известного слова.
В начальных классах не сообщаются теоретические сведения о синонимах, однако практическая работа с ними, наблюдения над языком предполагают формирование у учащихся понятия о синонимах. По современной методике работа с синонимами ведется в школе в следующих направлениях:
1. формирование понятия синонимами;
2. обогащение словаря учащихся;
3. формирование навыков самостоятельного использования синонимов в связном высказывании.
Система практических упражнений из следующих элементов:
а) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;
б) подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, выяснение оттенков значений, различий в из употреблении;
в) специальные упражнения с синонимами;
г) активизация синонимов, т.е. использование их в связной речи;
д) исправление речевых ошибок типа неудачно употребляемых слов: замена неудачного слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.
В современной методической науке нельзя считать окончательно решенным вопросом об отборе синонимических рядов для изучения в школе. Полагается, что на ранних этапах синонимы надо выбирать из числа понятийных (идеографических), причем таких, которые часто употребляются в речи. Кроме учета частотности употребления слов, входящих в синонимический ряд, должны приниматься во внимание и другие признаки:
Актуально о образовании:
Методы
обучения самостоятельной работе учащихся на уроке
Учащиеся окружающий их объективный мир не исследуют, а лишь изучают на основе уже имеющихся в их распоряжении научных данных – изучают в систематизированном и обобщенном виде. Учащиеся непосредственно соприкасаются далеко не со всеми изучаемыми ими веществами и явлениями, а лишь с теми, которые их ...
Личность ребенка глазами воспитателя
Ребенок, в котором я вижу личность Ребенок, который меня раздражает Ребенок, который мне понятен Идеальный ребенок Агрессивный -3 +3 -3 +3 Глупый -3 +2 -3 -3 Инициативный +3 -3 +3 +3 Наблюдательный +3 -2 +2 +3 Любящий +3 -3 +3 +3 Ябеда -3 +3 -3 -3 Жадный -3 +3 -3 -3 Веселый +3 -3 +2 +3 Хороший орга ...
Эффективность уроков, проведенных по модульной
технологии
Педагогические исследования шести разработанным модульных уроков по темам: "Коррозия металлов", "Соединения металлов. Оксиды и гидроксиды металлов", "Соли металлов", "Качественное обнаружение металлов", "Нахождение металлов в природе", "Практич ...