Лингвометодические условия формирования умения дифференцировать синонимы имен прилагательных

Новое о образовании » Формирование лексических умений младших школьников при работе с синонимами имен прилагательных » Лингвометодические условия формирования умения дифференцировать синонимы имен прилагательных

Страница 2

Русский зык исключительно богат лексическими синонимами, что свидетельствует о высоком развитии лексики русского языка.

Владение синонимикой русского языка дает возможность точно, разнообразно и красиво выразить свои мысли: синонимы являются средством тонкой смысловой дифференциации, они выражают самые различные виды экспрессии, дают своеобразные жанрово-стилистические характеристики, имеют большой диапазон выражения эмоциональных оценок.

Синонимы - это слова, которые относятся к одной и той же части речи, имеют различное звуковое (или графическое) оформление и обозначают одно и то же явление действительности. Синонимы объединяются в один синонимический ряд на основе тождества предметно-логического содержания значения слов. Однако это тождество не проникается абсолютно. Оно наблюдается в главных, основных предметно-логических признаках и допускает минимальные различия.

Сходство и различие между синонимами – это сходство и различие смыслового содержания: синонимизируются не слова, а именно отдельные значения слов. Под синонимией, таким образом, надо понимать не смысловое совпадение слов, а смысловое совпадение их отдельных значений. Синонимическое отношение между словами основаны в целом на соотнесенности с одним понятием. Реально существующие различия между словами одного синонимического ряда обусловлены уточнением, детализацией, градацией содержательных особенностей понятия.

Различия между синонимами являются выражением тонких смысловых оттенков слова, жанрово-стилистических, функциональных, экспрессивных, эмоциональных, оценочных, сочетаемых и других характеристик слова.

Например, синонимы красный и багряный определяются таким образом: красный – цвет крови; багряный - красный густого, темного оттенка.

Таким образом, между словами красный и багряный наблюдается смысловое различие в интенсивности выражения цвета.

Лингвистические предпосылки

Для семантизации слов необходимо знакомство учащихся с понятиями: значение слова, иноязычность слова, эмоционально-экспрессивная окраска слова, синонимы, антонимы, принадлежность слов к родовой и видовой группе (например, цветовые: красный и белый); знание учащимися основных способов разъяснения лексического значения слова, структуры словарной статьи толкового словаря; знакомство с производными и непроизводными словами. Актуализация (обучение употреблению) слов опирается на знание учащихся роли контекста в проявлении лексического значения слова, стилистических слов и сферы их употребления, сочетаемости слов друг с другом.

Принципы работы по обогащению словарного запаса учащихся

Семантизируя и акультуализируя слова, необходимо учитывать специфику слова как единицы речи: смысловые (семантические) связи слова с другими словами, проявляемость лексического значения слова в окружении с другими словами и в разных функционально-смысловых типах речи. В соответствии с этими особенностями слова выделяются следующие принципы лексики обогащения словарного запаса учащихся:

- соотношение слова и реалии (предмета или рисунка (изображения) этого предмета) при толковании лексического значения слова (экстралингвистический принцип);

- рассматривание слова в его родовидовых синонимических и антонимических связях, в его структурно-семантических отношениях с родственными словами (парадигматический принцип);

- показ слова в его окружении с другими словами с целью выявления валентных (сочетаемостных) связей (синтагматический принцип);

- показ употребительности слова в определенных стилях (функциональный принцип);

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Становление методики обучения биологии в Новое время
К середине 80-х гг. XX века методика начального естествознания была представлена методикой обучения "Природоведению" - интегрированного курса, который изучался на начальной и средней ступени общеобразовательной школы в России. Методика обучения природоведению рассматривалась как частная п ...

Проблема формирования учебной деятельности
В современных условиях возникает необходимость рассмотреть проблему формирования учебной деятельности в единстве с проблемой индивидуальности человека, ибо, с одной стороны, учение обусловлено способностями человека к обучению, а с другой – важно предупредить отставание темпов индивидуальной социал ...

Научно теоретические основы исследования
В процессе разработки и адаптации методики экспериментального исследования мы изучили работы таких авторов как Е.Ф. Архипова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина Л.И. Белякова, А.Н. Гвоздев, О.Е. Громова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.М. Кольцова, С.Н. Цейтлин и др. , на о ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru