Лингвометодические условия формирования умения дифференцировать синонимы имен прилагательных

Новое о образовании » Формирование лексических умений младших школьников при работе с синонимами имен прилагательных » Лингвометодические условия формирования умения дифференцировать синонимы имен прилагательных

Страница 2

Русский зык исключительно богат лексическими синонимами, что свидетельствует о высоком развитии лексики русского языка.

Владение синонимикой русского языка дает возможность точно, разнообразно и красиво выразить свои мысли: синонимы являются средством тонкой смысловой дифференциации, они выражают самые различные виды экспрессии, дают своеобразные жанрово-стилистические характеристики, имеют большой диапазон выражения эмоциональных оценок.

Синонимы - это слова, которые относятся к одной и той же части речи, имеют различное звуковое (или графическое) оформление и обозначают одно и то же явление действительности. Синонимы объединяются в один синонимический ряд на основе тождества предметно-логического содержания значения слов. Однако это тождество не проникается абсолютно. Оно наблюдается в главных, основных предметно-логических признаках и допускает минимальные различия.

Сходство и различие между синонимами – это сходство и различие смыслового содержания: синонимизируются не слова, а именно отдельные значения слов. Под синонимией, таким образом, надо понимать не смысловое совпадение слов, а смысловое совпадение их отдельных значений. Синонимическое отношение между словами основаны в целом на соотнесенности с одним понятием. Реально существующие различия между словами одного синонимического ряда обусловлены уточнением, детализацией, градацией содержательных особенностей понятия.

Различия между синонимами являются выражением тонких смысловых оттенков слова, жанрово-стилистических, функциональных, экспрессивных, эмоциональных, оценочных, сочетаемых и других характеристик слова.

Например, синонимы красный и багряный определяются таким образом: красный – цвет крови; багряный - красный густого, темного оттенка.

Таким образом, между словами красный и багряный наблюдается смысловое различие в интенсивности выражения цвета.

Лингвистические предпосылки

Для семантизации слов необходимо знакомство учащихся с понятиями: значение слова, иноязычность слова, эмоционально-экспрессивная окраска слова, синонимы, антонимы, принадлежность слов к родовой и видовой группе (например, цветовые: красный и белый); знание учащимися основных способов разъяснения лексического значения слова, структуры словарной статьи толкового словаря; знакомство с производными и непроизводными словами. Актуализация (обучение употреблению) слов опирается на знание учащихся роли контекста в проявлении лексического значения слова, стилистических слов и сферы их употребления, сочетаемости слов друг с другом.

Принципы работы по обогащению словарного запаса учащихся

Семантизируя и акультуализируя слова, необходимо учитывать специфику слова как единицы речи: смысловые (семантические) связи слова с другими словами, проявляемость лексического значения слова в окружении с другими словами и в разных функционально-смысловых типах речи. В соответствии с этими особенностями слова выделяются следующие принципы лексики обогащения словарного запаса учащихся:

- соотношение слова и реалии (предмета или рисунка (изображения) этого предмета) при толковании лексического значения слова (экстралингвистический принцип);

- рассматривание слова в его родовидовых синонимических и антонимических связях, в его структурно-семантических отношениях с родственными словами (парадигматический принцип);

- показ слова в его окружении с другими словами с целью выявления валентных (сочетаемостных) связей (синтагматический принцип);

- показ употребительности слова в определенных стилях (функциональный принцип);

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Уроки химии в 10-х классах с элементами самостоятельной работы
10 «А» класс состоит из 25 человек, из них 14 девочек и 11 мальчиков. Средний балл успеваемости по химии в этом классе – 3 – 4 (по 5-балльной системе). В этом классе занимаются учащиеся с низким и средним уровнем развития, т.е. класс не специализирован по химии. Учащиеся этого класса не способны вы ...

Методика работы с иллюстративным материалом в процессе развития творческого потенциала учащихся на уроках по культурологическим дисциплинам
Методика развития творческих умений учеников с помощью иллюстративного материала и художественного творчества базируется на визуальном восприятии информации, а также умениях передавать её в помощью рисунка. Создание рисунков, иллюстраций к тексту, комиксов и диафильмов особенно подходят для уроков ...

Методические разработки по теме "Способы получения алкинов"
Современный урок по химии "Алкины, их строение и номенклатура" Образовательные цели: изучить строение, гомологический ряд, изомерию и номенклатуру алкинов на примере ацетилена и его гомологов. Развивающие цели: создать условия для развития логического мышления через сравнение и установлен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru