Лингвометодические условия формирования умения дифференцировать синонимы имен прилагательных

Новое о образовании » Формирование лексических умений младших школьников при работе с синонимами имен прилагательных » Лингвометодические условия формирования умения дифференцировать синонимы имен прилагательных

Страница 4

- степень трудности синонимичных слов в том или ином классе;

- степень их новизны;

- возможность активизации словаря учащихся.

Усвоение новых слов на основе чувственных невозможно, если использовать только уроки русского языка. Уроки изобразительного искусства, природоведения, труда и даже физической культуры и математики в наблюдении явлений (действий, признаков), обозначении их «своим» словом, сравнении этих явлений, выделении общего и отличного. В свою очередь, уроки русского языка и чтения позволяют проводить наблюдения и анализ употребления синонимов в текстах.

Уже в начале года, в сентябре наблюдав дождь и ливень, первоклассники раскрывают признаки каждого явления, находят, что их объединяет, чем они различаются. Собирая осенние листья, учащиеся обращают внимание на то, что у березы цвет листьев хотя и желтый, но оттенки желтого разные, а у клена, боярышника, осины листья не совсем красные (дети уже знают в этот период основные цвета спектра). При раскрашивании обведенных листьев на уроке изобразительного искусства первоклассники пытаются точно воссоздать цвет своего листочка. Здесь учитель имеет возможность не только показать, как получить тот или иной оттенок красного цвета, но и обозначить его словом. Таким образом, вводятся пока не полные синонимические ряды: красный, алый, пурпурный; желтый, янтарный, лимонный. Позднее, читая художественные произведения, дети пополняют синонимические ряды словами золотой и багровый.

Наблюдая за явлениями, предметами окружающего мира, учащиеся уже в первом классе имеют возможность усвоить следующие синонимические ряды: луна, месяц; непогода, ненастье; холодный, ледяной; погожий, ясный, безоблачный, солнечный; ненастный, пасмурный; разноцветный, многоцветный, пестрый; белый, белоснежный; яркий, ослепительный; мелкий (о дожде), моросящий.

Все эти слова служат для описания явлений природы. Наблюдения за изменениями в природе проводятся постоянно, поэтому после введения синонимических рядов имеются все условия для закрепления синонимов и активизации словаря.

В результате работы с синонимами первоклассники получают о них представление как словах близких по значению. В то же время у детей формируется понимание того, что слова отличаются оттенками значения.

Во втором классе работа по формированию понятия «синонимы» расширяется и углубляется. Дети знакомятся с новыми синонимическими рядами, закрепляют прежние, учатся отличать однокоренные слова и слова-синонимы, наблюдают над сочетаемостью слов и их употребляемость. Вместе с этим, во втором классе проводится большая работа по усвоению, уяснению функций синонимов в речи на основе наблюдений над ними в текстах художественных произведений. В то же время идет формирование умений в подборе точного и яркого слова для выражения мысли.

В третьем классе в ходе анализа языкового материала при изучении частей речи у учащихся происходит осознание того, что в языке много слов, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения, эмоционально-экспрессивной окраской, сочетаемостью с другими словами. Поэтому надо внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать точно и выразительно.

В работе с синонимами используются следующие упражнения:

1. Объясните, что означает каждое выделенное слово. Какое у них общее значение?

а) Кто любит труд, того люди чтут. Работа и кормит и учит.

б) Вьюги да метели на февраль налетели.

2. Напишите слова в порядке уменьшения качества:

- маленький, небольшой, крохотный;

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Работа над содержательной стороной письменной речи
Поговорим об обучении учащихся языковой догадке. Как известно, развитие умения учащихся догадаться о значении незнакомого слова является важным условием их успеха в овладений умением читать. Самый легкий вид языковой догадки - узнавание и понимание английских и французских слов, звучание и значение ...

Деятельность Администрации г. Касимов в сфере управления образованием
Высшую позицию в социальной структуре образования занимают руководители различных рангов: работники министерства, сотрудники департаментов, ректоры и деканы, директора школ и училищ и т.д. Отвлекаясь от сложной иерархической зависимости указанных должностей, следует обратить внимание на ту роль, ко ...

Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социаль ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru