- степень трудности синонимичных слов в том или ином классе;
- степень их новизны;
- возможность активизации словаря учащихся.
Усвоение новых слов на основе чувственных невозможно, если использовать только уроки русского языка. Уроки изобразительного искусства, природоведения, труда и даже физической культуры и математики в наблюдении явлений (действий, признаков), обозначении их «своим» словом, сравнении этих явлений, выделении общего и отличного. В свою очередь, уроки русского языка и чтения позволяют проводить наблюдения и анализ употребления синонимов в текстах.
Уже в начале года, в сентябре наблюдав дождь и ливень, первоклассники раскрывают признаки каждого явления, находят, что их объединяет, чем они различаются. Собирая осенние листья, учащиеся обращают внимание на то, что у березы цвет листьев хотя и желтый, но оттенки желтого разные, а у клена, боярышника, осины листья не совсем красные (дети уже знают в этот период основные цвета спектра). При раскрашивании обведенных листьев на уроке изобразительного искусства первоклассники пытаются точно воссоздать цвет своего листочка. Здесь учитель имеет возможность не только показать, как получить тот или иной оттенок красного цвета, но и обозначить его словом. Таким образом, вводятся пока не полные синонимические ряды: красный, алый, пурпурный; желтый, янтарный, лимонный. Позднее, читая художественные произведения, дети пополняют синонимические ряды словами золотой и багровый.
Наблюдая за явлениями, предметами окружающего мира, учащиеся уже в первом классе имеют возможность усвоить следующие синонимические ряды: луна, месяц; непогода, ненастье; холодный, ледяной; погожий, ясный, безоблачный, солнечный; ненастный, пасмурный; разноцветный, многоцветный, пестрый; белый, белоснежный; яркий, ослепительный; мелкий (о дожде), моросящий.
Все эти слова служат для описания явлений природы. Наблюдения за изменениями в природе проводятся постоянно, поэтому после введения синонимических рядов имеются все условия для закрепления синонимов и активизации словаря.
В результате работы с синонимами первоклассники получают о них представление как словах близких по значению. В то же время у детей формируется понимание того, что слова отличаются оттенками значения.
Во втором классе работа по формированию понятия «синонимы» расширяется и углубляется. Дети знакомятся с новыми синонимическими рядами, закрепляют прежние, учатся отличать однокоренные слова и слова-синонимы, наблюдают над сочетаемостью слов и их употребляемость. Вместе с этим, во втором классе проводится большая работа по усвоению, уяснению функций синонимов в речи на основе наблюдений над ними в текстах художественных произведений. В то же время идет формирование умений в подборе точного и яркого слова для выражения мысли.
В третьем классе в ходе анализа языкового материала при изучении частей речи у учащихся происходит осознание того, что в языке много слов, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения, эмоционально-экспрессивной окраской, сочетаемостью с другими словами. Поэтому надо внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать точно и выразительно.
В работе с синонимами используются следующие упражнения:
1. Объясните, что означает каждое выделенное слово. Какое у них общее значение?
а) Кто любит труд, того люди чтут. Работа и кормит и учит.
б) Вьюги да метели на февраль налетели.
2. Напишите слова в порядке уменьшения качества:
- маленький, небольшой, крохотный;
Актуально о образовании:
Клинико-психолого-педагогический аспект изучения ОНР
На основе психолого-педагогического анализа различных форм речевой патологии в дошкольном возрасте Р.Е. Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И.Жаренкова, Г.А. Каше, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова и др.) в 1961 году выделили системн ...
Диагностика по определению навыков общения
Как часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что в прошлом воодушевленный, гордый за свой «статус первоклассника» ребенок через некоторое время отказывается от школы, от новых друзей, от всего того, что так недавно интересовало и заботило его. Настоящее потеряло свою значимость и актуальность для ребен ...
Метод диалогического изложения
Метод диалогического изложения
представляет собой диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятель ...