Лингвометодические условия формирования умения дифференцировать синонимы имен прилагательных

Новое о образовании » Формирование лексических умений младших школьников при работе с синонимами имен прилагательных » Лингвометодические условия формирования умения дифференцировать синонимы имен прилагательных

Страница 1

Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень мышления говорящего, а также уровень его интеллектуального развития.

Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку для начальных классов. В программе записано: «Основной целью, которая определяет направление всего процесса обучения русскому языку, является развитие устной и письменной речи школьников».

Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи становление и совершенствование мышления, воображения, представления, высших эмоций. Поэтому развитие речи осуществляется как на уроках обучения грамоте, так и на уроках грамматики, чтения. Оно неотделимо от любой языковой работы учителя с детьми.

Работа по развитию речи многогранна. Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Богатый словарный запас – это важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая школьнику развитие речи, но и создающая условия для лучшего усвоения всех разделов науки о языке.

В системе словарной работы достигается количественное увеличение словарного запаса, а также его активизация, успешно формируются орфографические и стилистические навыки.

Пассивный словарный запас младших школьников растет достаточно равномерно. Ежедневно он обогащается четырьмя-пятью новыми понятиями, словами и словосочетаниями, оборотами речи, синтаксическими конструкциями. Однако активный словарь детей растет медленно. Исследователи речи детей (Люблинская, Обухов, Немов, Петровский) отмечают, то словарь учащихся начальных классов не оправданно беден. Они часто повторяют одни и те же слова в своей речи, слабо владеют синонимикой, не умеют дифференцировать отбор лексики при конструировании текста.

Повторяемость одних и тех же слов (тавтология) в устных и письменных связных высказываниях учащихся очень высока. Тавтология – серьезный и частотный недостаток детской речи.

Тавтологические ошибки бывают разных видов. Это может быть повторение однокоренных слов рядов: случился случай, молодой молодец, белоснежный снежок. Неверные сочетания изоязычных корней: автоматическая авторучка, моя библиография.

Причина тавтологических ошибок:

1. Недостаточный словарный запас детей: или им не хватает нужных слов для выражения мыслей, хотя часто в пассивном словаре ученика могут быть необходимые слова, но их своевременно не вспоминает. Русский физиолог И.П. Павлов объяснял это таким образом: «Если вы имеете для определения одного и того же предмета несколько слов, у вас есть тенденция повторять то слово, которое вы только что написали или произнесли. Это происходит потому, что тонус этого слова выше, и он индуцирован»;

2. У младших школьников слабо развито критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей, отсутствует контроль за выбором слов. Ученик не может правильно распределять свое внимание между предметом высказывания и словесным оформлением мысли. Он не замечает в своем тексте повторяющихся слов.

Для ликвидации тавтологических ошибок необходимо вести систематическую и целенаправленную работу, которая должна входить в общую систему работы по культуре речи учащихся.

Это постоянное обогащение словарного запаса учащихся, проведение лексической подготовки к устному и письменному высказыванию, специальные упражнения на нахождение и устранение повторяющихся слов в тексте, на составление связных текстов с использованием контекстуальных синонимов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Образовательные телекоммуникационные проекты
Образовательные телекоммуникационные проекты − это совместная учебно-познавательная деятельность учащихся – партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации и имеющая общую цель и согласованные методы ее достижения. Выбор телекоммуникационных проектов определяется следующими ...

Проявляются ли элементы сотворчества в руководстве творческими играми
Руководство творческими играми — один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами ...

Анализ современных программ по обучению детей 7 лет иностранному языку
Проблема обучения иностранному языку и ознакомление детей с культурой другой страны обсуждается не впервые. В истории этой проблемы можно заметить спады и подъёмы. Такой подъём был в начале 60-х – середине 70-х годов. В это время в нашей стране и за рубежом появились пособия по обучению иностранным ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru