Лингвометодические условия формирования умения дифференцировать синонимы имен прилагательных

Новое о образовании » Формирование лексических умений младших школьников при работе с синонимами имен прилагательных » Лингвометодические условия формирования умения дифференцировать синонимы имен прилагательных

Страница 1

Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень мышления говорящего, а также уровень его интеллектуального развития.

Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку для начальных классов. В программе записано: «Основной целью, которая определяет направление всего процесса обучения русскому языку, является развитие устной и письменной речи школьников».

Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи становление и совершенствование мышления, воображения, представления, высших эмоций. Поэтому развитие речи осуществляется как на уроках обучения грамоте, так и на уроках грамматики, чтения. Оно неотделимо от любой языковой работы учителя с детьми.

Работа по развитию речи многогранна. Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Богатый словарный запас – это важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая школьнику развитие речи, но и создающая условия для лучшего усвоения всех разделов науки о языке.

В системе словарной работы достигается количественное увеличение словарного запаса, а также его активизация, успешно формируются орфографические и стилистические навыки.

Пассивный словарный запас младших школьников растет достаточно равномерно. Ежедневно он обогащается четырьмя-пятью новыми понятиями, словами и словосочетаниями, оборотами речи, синтаксическими конструкциями. Однако активный словарь детей растет медленно. Исследователи речи детей (Люблинская, Обухов, Немов, Петровский) отмечают, то словарь учащихся начальных классов не оправданно беден. Они часто повторяют одни и те же слова в своей речи, слабо владеют синонимикой, не умеют дифференцировать отбор лексики при конструировании текста.

Повторяемость одних и тех же слов (тавтология) в устных и письменных связных высказываниях учащихся очень высока. Тавтология – серьезный и частотный недостаток детской речи.

Тавтологические ошибки бывают разных видов. Это может быть повторение однокоренных слов рядов: случился случай, молодой молодец, белоснежный снежок. Неверные сочетания изоязычных корней: автоматическая авторучка, моя библиография.

Причина тавтологических ошибок:

1. Недостаточный словарный запас детей: или им не хватает нужных слов для выражения мыслей, хотя часто в пассивном словаре ученика могут быть необходимые слова, но их своевременно не вспоминает. Русский физиолог И.П. Павлов объяснял это таким образом: «Если вы имеете для определения одного и того же предмета несколько слов, у вас есть тенденция повторять то слово, которое вы только что написали или произнесли. Это происходит потому, что тонус этого слова выше, и он индуцирован»;

2. У младших школьников слабо развито критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей, отсутствует контроль за выбором слов. Ученик не может правильно распределять свое внимание между предметом высказывания и словесным оформлением мысли. Он не замечает в своем тексте повторяющихся слов.

Для ликвидации тавтологических ошибок необходимо вести систематическую и целенаправленную работу, которая должна входить в общую систему работы по культуре речи учащихся.

Это постоянное обогащение словарного запаса учащихся, проведение лексической подготовки к устному и письменному высказыванию, специальные упражнения на нахождение и устранение повторяющихся слов в тексте, на составление связных текстов с использованием контекстуальных синонимов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Элементы III-А группы периодической системы
Алюминий Al (лат. Aluminium, от лат. alumen — квасцы). Аl— элемент III группы 3-го периода периодической системы Д. И. Менделеева, п. н. 13, атомная масса 26,9815, имеет один стабильный изотоп 27Al (100 %). Металлический Аl был получен в 1827г. Вёлером. По содержанию в земной коре (8,8 %) Аl занима ...

Место занятий по стилистике в системе уроков по русскому языку
Место стилистики в системе уроков по русскому языку в 8 классе по разному представлено в отдельных учебниках и соответствующих программах по ним. Анализ действующих учебников для школы позволяет сделать вывод, что теоретические сведения и практические задания школьных учебников нуждаются в дополнен ...

Организация, цель, задачи, принципы и методы изучения нарушений письма
Целью данного констатирующего экспериментального исследования явилось изучение особенностей письма у младших школьников с нарушениями зрения. В задачи данного исследования входили: 1. Выявление дисграфических ошибок в работах испытуемых. 2. Дифференцировка дисграфических ошибок у детей эксперимента ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru