Домашняя работа учащихся как фактор развития самостоятельности

Новое о образовании » Формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся на уроках химии » Домашняя работа учащихся как фактор развития самостоятельности

Страница 1

Домашняя учебная работа дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя.

Домашняя работа учащихся имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Роль этого вида учебной деятельности школьников особенно возрастает в настоящее время, когда в задачу школы входит наряду с вооружением учащихся знаниями основ наук формирование у них потребности к постоянному самообразованию навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности. Выполнение учащимися домашних заданий дополняет учебную работу на уроках, обеспечивает подготовку к изучению нового материала, расширение и углубление уже приобретенных знаний, формирование новых и закрепление имеющихся умений и навыков.

Домашняя учебная работа учащихся организуется с учетом выполнения следующих основных условий:

наличие у учащихся познавательного интереса к выполняемым заданиям и понимания цели работы. Условие это обеспечивается сочетанием домашних заданий с учебной работой на уроках, постановкой этих заданий в проблемном плане и в связи с жизнью и практикой;

воспитание ответственного отношения учащихся к выполнению домашних заданий путем осуществления педагогического руководства и контроля со стороны учителей и родителей школьников.

соблюдение принципа доступности, т. е. посильности предлагаемых учащимся домашних заданий, строгого выполнения установленных норм времени на их выполнение.

Важным средством формирования познавательных интересов к выполнению домашних заданий является разнообразие их видов. Нельзя ограничивать домашние задания механическим повторением материала по учебнику, выполнением большого количества стереотипных задач и упражнений.

Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий проводится учителем на уроке. Заключается она в выработке у учеников навыков самостоятельного решения вопросов, в разъяснении содержания и методики выполнения задания на дом. На уроках используются приемы самостоятельной работы с учебником, справочной литературой, проведения наблюдений и опытов, самопроверки и др., которые необходимы ученику при выполнении домашних заданий. Кроме того, нужно обязательно добиться отчетливого представления учащихся о том, что надо сделать и как следует выполнять задания в домашних условиях.

Самоконтроль учащихся обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения, получение учащимися информации о полноте и качестве изучения программного материала, прочности сформированных умений и навыков, возникших трудностях и недостатках.

Практика показывает, что для достижения успехов в обучении и воспитании школьников наряду с другими факторами важную роль играет учет индивидуальных особенностей каждого ученика. А они, как известно, бывают разные: и сильные, и средние, и слабые. Применяемые в настоящее время в процессе обучения различные методы и приемы способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, развивают их способности.

Однако, как показывают наблюдения, в практике преподавания во многих школах еще распространены такие коллективные формы работы учащихся на уроках, при которых учебный процесс рассчитан в основном на среднего ученика, не стимулирует сильных, более способных учащихся работать в полную меру, снижает их активность и самостоятельность. Индивидуализация обучения в преподавании часто сводится лишь к дополнительным занятиям с отстающими учащимися.

В «Педагогике», написанной коллективом преподавателей ЛГПИ имени Герцена, изданной в 1966 году под редакцией Г.И. Щукиной, сказано: «Дифференцированное обучение направлено на то, чтобы постоянно и постепенно поднимать слабых до уровня средних, средних – до уровня сильных, а сильным давать задания повышенной трудности, чтобы их мысль, их волевые усилия постоянно находились в активном состоянии» .

Как же определяется понятие «индивидуальный подход»? В педагогическом словаре сказано: «Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе с коллективом достигается педагогическое воздействие на каждого ученика, основанное на знаниях черт его личности и условий жизни».

Отсюда ясно, что осуществить индивидуальный подход в обучении нельзя без знаний основ педагогики и психологии, так как при организации учебного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и другие психологические особенности учащихся.

Организация и методика выполнения индивидуальных заданий

Обычно индивидуальные задания даются учащимся как дополнение к общему заданию класса. В зависимости от цели и содержания урока, уровня знаний учащихся они могут выполняться на уроке или дома. При разработке индивидуальных заданий следует учитывать уровень знаний учащихся, их способности, заинтересованность предметом. Так, слабым учащимся можно предложить повторительные упражнения для ликвидации пробела в знаниях. Тем из них, кто не имеет навыка самостоятельной работы, следует помогать, например: сообщать план решения задачи, порядок выполнения лабораторной работы, подготовки доклада и т. п.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Планы-конспекты уроков химии с применением технологии «французских мастерских»
Тема: Химические свойства алканов. Объект исследования: Химические свойства алканов. Реакции окисления. Реакции замещения. Получение и применение алканов. Цель: Развивать умения работать в парах и группах, развивать творческие способности. Развивать навыки самостоятельной работы и самоанализа. Иссл ...

Проблема ошибочности устной и письменной речи школьников
В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память. Вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе механиче ...

Психологическое представление о нравственных ориентирах
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуля ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru