Информационное пространство и изучение истории в школе

Новое о образовании » Информационное пространство и изучение истории в школе

Страница 1

В последние десятилетия в курсе истории, изучаемом в российской школе, произошли значительные изменения. Наиболее очевидные из них связаны с содержанием понятийного, фактического, оценочного материала. По мере отказа от господствовавших прежде в отечественной науке моноконцептуальности, системы жестких методологических категорий и идеологических постулатов менялась и историческая картина, представляемая в школьных дисциплинах. Традиционно преобладающая в них политическая и социальная история получила более широкое раскрытие — от проблем отношений власти и общества до характеристик повседневной жизни представителей различных групп населения. Наряду с этим большее внимание стало уделяться антропологическим и культурологическим аспектам. Сформулированный М. Блоком много десятилетий назад тезис о том, что история — это "наука о людях во времени", приобрел всеобщее признание и используется в качестве своего рода аксиомы. Однако новизна современной ситуации не исчерпывается растущей многосторонностью исторической картины, обогащением методологического инструментария. Она проявляется еще и в значительном расширении информационного пространства, в котором существует и транслируется знание.

Информационные потоки, расширяющие "пространство истории", различны по происхождению и характеру. Один из них, например, возник в 1990-е гг. в результате опубликования (представления широкой аудитории) значительного массива малоизвестных, закрытых ранее архивных материалов, в особенности — относящихся к новейшей эпохе отечественной и всеобщей истории. Другой, носящий глобальный характер, связан с информационной революцией последних десятилетий XX в. Она открыла для миллионов людей, в том числе в сфере образования, доступ к материалам компьютерных сетей, возможности поиска, анализа информации, ее моделирования и т.д.

Как отразились отмеченные процессы в образовательной практике? Насколько школьные курсы истории отвечают современным информационным вызовам? Прежде всего, следует обратиться к нормативным документам — государственным стандартам школьного исторического образования. Еще в стандартах первого поколения, разработанных в 1990-е гг., значительное место заняла категория "источники знаний о прошлом". Она представлена на нескольких уровнях:

а) в определении задач изучения истории в школе, где предусматривалась "выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности":

6} как элемент обязательного минимума содержания курсов истории в основной и средней школе;

в) в требованиях к подготовке выпускников общеобразовательных школ.

В подготовке учащихся по предмету предусматривалось развитие умений работать с источниками. В основной школе соответствующая группа требований включала умения читать историческую карту; находить необходимую информацию в одном или нескольких источниках; сравнивать их свидетельства, выявляя общее и различия. На старшей ступени круг предполагаемых умений расширялся, главным образом, в сторону контекстного анализа, выявления информационных качеств. Речь шла о выяснении авторства, времени и обстоятельств создания источника, его назначения и ценности; определении позиций, взглядов автора, а также — об использовании информации для составления общих характеристик политического и экономического развития стран и регионов в тот или иной период истории и др. Таким образом, в стандартах 1990-х гг. был заложен важный в методологическом отношении компонент аналитической работы школьника с историческими текстами и другими видами источников, в том числе — с элементами их критической оценки и аксиологическими аспектами.

Указанные положения образовательных стандартов, как и менявшаяся информационная ситуация, в известной степени повлияли на возрастание роли источников. Если в первой половине 1990-х гг. учебники истории создавались, главным образом, под знаком пересмотра содержания основного исторического материала, представляемого в авторском тексте, то с середины указанного десятилетия больше внимания стало уделяться и другим компонентам учебника, придающим исторической картине панорамность, выразительность.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Самооценка результативности организационно-педагогической деятельности – основа ее самосовершенствования
Управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения многогранна, пронизывает все происходящие в дошкольном учреждении процессы и отличается большой сложностью и динамизмом. Вследствие этого оценка ее чаще всего дается опосредованно – по результатам деятельности педагоги ...

Отбор форм и методов работы с детьми в аппликативной деятельности из природного материала
Методика организации работы дошкольников с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности, а качество работ зависит от грамотного методического руководства со стороны педагога. Работа с дошкольниками по изготовлению поделок из природного м ...

Учебная деятельность как целостная система
Значение учебной деятельности как особого вида деятельности, направленного на освоение индивидом социального опыта, постоянно возрастает. Учебная деятельность в современных условиях должна выполняться человеком на протяжении всей его жизни. Д.Б. Эльконин называет учебную деятельность второй професс ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru