Синонимы в лексико-семантической системе языка

Страница 1

Синонимы от греческого synonymos – одноименный) – это слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской: храбрый – смелый, отважный, бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой.

Группа слов, состоящая из нескольких синонимов, называется синонимическим рядом или гнездом. Синонимические ряды могут состоять как из разнокорневых, так и из однокорневых синонимов: лицо – лик. На первое место в синонимическом ряду обычно становится определяющее по значению и стилистически нейтральное слово–доминанта (от латинского dominants – господствующий), го еще называют стержневым, основным, опорным словом. Другие члены ряда уточняют, расширяют его семантическую структуру, дополняют ее оценочными значениями. Так в моем примере доминантой ряда является слово храбрый, оно наиболее емко передает значение, объединяющее все синонимы, - «не испытывающий страха» и свободно от экспрессивно-стилистических оттенков. Остальные синонимы выделяются в семантико-стилистическом отношении и особенностями употребления в речи. Например, неустрашимый – книжное слово, толкуется как «очень храбрый»; лихой – разговорное – «смелый, идущий на риск». Синонимы храбрый, отважный, безбоязненный, бесстрашный отличаются не только смысловым нюансом, но и возможностями лексической сочетаемости (они остаются лишь с существительными, называющими людей; нельзя сказать «храбрый проект», «безбоязненное решение»).

Члены синонимического ряда могут быть не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания (фразеологизмы), а также предложно-падежные формы: много – через край, без счета, куры не клюют. Все они выполняют в предложении одну и ту же синтаксическую функцию.

Синонимы всегда принадлежат к одной и той же части речи. Однако в системе словообразования каждый из них имеет родственные слова, относящиеся к другим частям речи и вступающие между собой в такие же синонимические отношения. Например, красивый – обаятельный, очаровательный, неотразимый - красота, обаяние, очарование, неотразимость. Подобная синонимия устойчиво сохраняется между производными словами: гармония – благозвучие; гармонично – благозвучно. Эта закономерность наглядно демонстрирует системные связи лексических единиц. Об этом в своей книге «Современный русский язык: «Лексикология» писала Фомина М.И.

Русский язык богат синонимами, редкие синонимические ряды насчитываю два-три члена, чаще их гораздо больше. Однако составители словарей синонимов используют различные критерии их выделения. Это приводит к тому, что синонимические ряды разных лексикографов часто не совпадают. Причина таких разночтений кроется в неодинаковом понимании сущности лексической синонимии.

Одни ученые считают обязательным признаком синонимичных отношений слов обозначение ими одного и того же понятия. Другие берут за основу выделения синонимов их взаимозаменяемость.

Третья точка зрения сводится к тому, что решающим условием синонимичности признается близость лексических значений слов. При этом в качестве критерия выдвигается:

близость или тождественность лексических значений;

только тождественность лексических значений;

близость, но не тождественность лексических значений.

Важнейшее условие синонимических слов – их семантическая близость, а в особых случаях – тождество. В зависимости от степени семантической близости синонимия может проявляться в большей или меньшей мере. Наиболее полно синонимия выражается при смысловом тождестве слов: здесь – тут. Однако слов, абсолютно тождественных, в языке немного; как правило, у них развиваются семантические оттенки, стилистические черты, которые определяют их своеобразие в лексике.

Полными (абсолютными) синонимами чаще всего бывают параллельные научные термины: орфография – правописание, а также однокорневые слова, образованные с помощью синонимических аффиксов.

С развитием языка один из пары абсолютных синонимов может исчезнуть. Так вышли из употребления, например, исконные полногласные варианты, уступив место старославянским по происхождению: хоробрый – храбрый, шелом – шлем. Иные же изменяют значения, и, как следствие, происходит полный разрыв синонимичных отношений: пошлый, популярный.

Синонимы обозначают одно и то же явление объективной действительности. Номинативная функция и позволяет объединить их в незамкнутые ряды, которые пополняются с развитием языка, с возникновением у слов новых значений. С другой стороны, синонимические отношения могут распадаться, и тогда отдельные слова исключаются из синонимического ряда, приобретают семантические связи. Так, слово щепетильный, прежде синонимичное слову галантерейный (например: Торгует Лондон щепетильный (П.)), теперь синонимизируется со словами тонкий, деликатный, слово пошлый перестало быть синонимом слов распространенный, популярный и сблизилось с рядом: вульгарный – грубый, низкий, безнравственный, циничный. Соответственно изменяются и системные связи родственных слов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Физическое воспитание детей-инвалидов
Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры, которая приобретает ряд специфических черт в приложении к инвалидам различных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом. Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышает работоспособно ...

Упражнения, обучающие беспереводному пониманию читаемого синтетически
Устные упражнения (речевые), подготавливающие беспереводное понимание читаемого. 1. Перед чтением длинного текста учащиеся прослушивают несколько коротких рассказов. Эти рассказы по сюжету не совпадают с текстом для чтения, но они содержат тот же материал. Вот, например, один из таких рассказов, ко ...

Сравнительная характеристика лексической стороны речи детей 5 – 6 лет со стертой дизартрией и без речевых нарушений
Сравнительный анализ итогов диагностики детей экспериментальной и контрольной групп показал, что имеются как количественные, так и качественные различия в развитии лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией и детей без речевых нарушений. Уровень лексического развития у детей без патолог ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru