Синонимы в лексико-семантической системе языка

Страница 5

В нейтрализующем контексте несовпадающие семы как бы суммируются, давая дополнительные и характеристики обозначаемого, которое не «покрывается» в отдельности каждым из синонимов: Рядом бы старый хороший друг, товарищ, с которым ничего не страшно. (Д.А. Гранин). Синонимы товарищ и друг, совпадая в общем содержании «близкий человек» в то же время отличаются другими семантическими признаками: слово друг характеризует большую степень близости, основанной на личных отношениях людей; слово товарищ обозначает близость людей, основанную на общественных отношениях.

В дифференцирующем контексте несовпадающие семы, наоборот, противопоставляются, что также направлено на уточнение мысли, более адекватное отражение в языке обозначаемого: - А что, вы друг ему? – Друг не друг, а товарищ. (Ю.С. Семенов).

3. Стилистические функции синонимов качественно отличаются от семантических и вместе с тем взаимодействуют с ними. Стилистические синонимы противопоставлены друг другу прагматическими характеристиками, своим эмотивным, оценочным значением. Они реализуются, прежде всего, как функция оценки и стилевой организации текста.

Выражение оценки обозначаемого основывается на различной стилевой характеристике синонимов (высокие, поэтические, книжные, официально-деловые – разговорные, просторечные). Это и является основанием положительной или отрицательной квалификации обозначаемого.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Актуально о образовании:

Особенности организации работы по формированию самоконтроля учебной деятельности в системе Эльконина – Давыдова
Общая успеваемость в классах достаточно высокая, хотя есть дети, у которых наблюдаются трудности в учебной деятельности. Они имеют недостатки внимания, в течение урока им трудно сконцентрироваться на учебном материале долгое время. Присутствуют дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере, саморе ...

Исследование графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР и анализ полученных результатов
недоразвитие речь дошкольник письмо коррекционный Методика оценки графо-моторных функций по М.М. Безруких оказалась достаточно сложным заданием для дошкольников. Отмечались следующие ошибки учеников экспериментальной группы. При выполнении заданий 1-6 линии неровные, дрожащие, или очень слабые, или ...

Анализ результатов работы по формированию графо-моторного навыка
Целью контрольного эксперимента является оценка эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы по формированию графо-моторных навыков у дошкольников с ОНР. Контрольный эксперимент проводился в конце апреля 2011 г. Выполнение методики оценки графо-моторной функции по М.М. Безруких у де ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru