Синонимы в лексико-семантической системе языка

Страница 5

В нейтрализующем контексте несовпадающие семы как бы суммируются, давая дополнительные и характеристики обозначаемого, которое не «покрывается» в отдельности каждым из синонимов: Рядом бы старый хороший друг, товарищ, с которым ничего не страшно. (Д.А. Гранин). Синонимы товарищ и друг, совпадая в общем содержании «близкий человек» в то же время отличаются другими семантическими признаками: слово друг характеризует большую степень близости, основанной на личных отношениях людей; слово товарищ обозначает близость людей, основанную на общественных отношениях.

В дифференцирующем контексте несовпадающие семы, наоборот, противопоставляются, что также направлено на уточнение мысли, более адекватное отражение в языке обозначаемого: - А что, вы друг ему? – Друг не друг, а товарищ. (Ю.С. Семенов).

3. Стилистические функции синонимов качественно отличаются от семантических и вместе с тем взаимодействуют с ними. Стилистические синонимы противопоставлены друг другу прагматическими характеристиками, своим эмотивным, оценочным значением. Они реализуются, прежде всего, как функция оценки и стилевой организации текста.

Выражение оценки обозначаемого основывается на различной стилевой характеристике синонимов (высокие, поэтические, книжные, официально-деловые – разговорные, просторечные). Это и является основанием положительной или отрицательной квалификации обозначаемого.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Актуально о образовании:

Д.И. Менделеев о высшей школе
Д. И. Менделеев со свойственной ему четкостью и глубиной раскрыл значение университетского и высшего специального образования. Мысли Дмитрия Ивановича о высшем образовании не утратили значения до наших дней, т. к. по его мнению, наука и образование должны служить народу, содействовать дальнейшему п ...

Формы и методы формирования исследовательской компетенции старшеклассников в процессе обучения английскому языку
В данном параграфе будут рассмотрены формы и методы, способствующие формированию исследовательской компетенции старшеклассников на уроках английского языка. Для начала мы опишем основные формы, применяемые нами в процессе формирования исследовательской компетенции учащихся. Обычно выделяют формы ор ...

Воспитание патриотизма на уроке музыки
Начало урока музыки, посвященного героико-патриотической тематике, можно начать в серьезной и тор­жественной обстановке. Музыка, которая должна прозвучать в этот момент, связана с дорогим сердцу каждого советского человека образом Родины. Москва, Красная площадь. Бьют часы на Спасской башне Кремля. ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru