В нейтрализующем контексте несовпадающие семы как бы суммируются, давая дополнительные и характеристики обозначаемого, которое не «покрывается» в отдельности каждым из синонимов: Рядом бы старый хороший друг, товарищ, с которым ничего не страшно. (Д.А. Гранин). Синонимы товарищ и друг, совпадая в общем содержании «близкий человек» в то же время отличаются другими семантическими признаками: слово друг характеризует большую степень близости, основанной на личных отношениях людей; слово товарищ обозначает близость людей, основанную на общественных отношениях.
В дифференцирующем контексте несовпадающие семы, наоборот, противопоставляются, что также направлено на уточнение мысли, более адекватное отражение в языке обозначаемого: - А что, вы друг ему? – Друг не друг, а товарищ. (Ю.С. Семенов).
3. Стилистические функции синонимов качественно отличаются от семантических и вместе с тем взаимодействуют с ними. Стилистические синонимы противопоставлены друг другу прагматическими характеристиками, своим эмотивным, оценочным значением. Они реализуются, прежде всего, как функция оценки и стилевой организации текста.
Выражение оценки обозначаемого основывается на различной стилевой характеристике синонимов (высокие, поэтические, книжные, официально-деловые – разговорные, просторечные). Это и является основанием положительной или отрицательной квалификации обозначаемого.
Актуально о образовании:
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетическ ...
Развитие исследовательской активности учащихся при изучении стохастики
Международный мониторинг качества математического образования показал высокий уровень математических знаний и умений российских школьников, но выявил невысокий уровень умений применять полученные в школе математические знания и умения в жизненных ситуациях. В современной школе приоритетными стали ц ...
Формирование предметной отнесенности слова
Анализируя развитие значения слова в онтогенезе, Л. С. Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом воз ...