Эстетическое воспитание на уроках природоведения

Страница 4

Эстетическое отношение к природе — особая форма ее познания, без которой общее естествознание утрачивает свое очарование и гуманистическое предназначение. Эстетическое познание мира многосложно. По мнению ученых, вопрос о формировании у человека чувства прекрасного весьма непрост. Далеко не все оказываются способными глубоко проникать в мир красоты. Тайна цветовых и звуковых соединений не только в искусстве, но и в природе есть великая труднопостигаемая тайна. Смотреть и видеть — не одно и то же.

Задача учителя – вместе с детьми постичь истинную красоту, которая не всегда яркая, громкая, напротив, часто тихая, спокойная, скромная и неброская, по-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, почувствовать особое очарование в красоте природы. Например, говоря о насекомых, следует отметить, что они изумительно совершенное и прекрасное образование в природе, с которым никто и ничто не может соперничать по богатству красок и форм. Своеобразным лейтмотивом уроков о птицах могут быть строки Н. Сладкова: «Птицы - это тайна и красота. Птицы — это песнь и полет». Предметом многих удивительных эстетических открытий на уроках являются млекопитающие.

Красота здесь многолика. Она проявляется в виде силы, ловкости, легкости, быстроты, грации, мощи. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, гармонию звуков, надо подключать к познанию как чувство, так и абстрактно-логическое мышление. Пробуждению эстетической чуткости детей способствуют привлечение их к наблюдению над природой, специальные эстетико-познавательные задачи и упражнения, ряд проблемных ситуаций. Это побуждает учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые и выразительные.

Например, можно предложить прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката, найти на пустыре самое красивое растение и т. п.

Если эти и другие разнообразные задания предлагать на уроках постоянно, то они, быть может, помогут детям услышать «музыку» лугов и лесов, подивиться движению облаков, полюбоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально всмотреться в жизнь.

Среди эстетико-познавательных заданий и наблюдений выделим лишь некоторые из них: «Полюбуйся, весна наступает»: «Звонкий колокольчик синицы», «Слушаем звон капели», «Ива в серебре», «Радуемся первым грачам и скворцам», «Песня жаворонка», «Здравствуйте, листья», «Черемуховые метели», «Опустим нос в душистую сирень», «Утренние драгоценности», «Музыка лесного ручья».

Такие задания-наблюдения могут быть использованы непосредственно на уроке, а также до и после него. Чаще всего они требуют уединенного созерцания природы, они совершенствуют и сам способ истинного эстетического восприятия. При этом создаются условия для столь необходимого каждому человеку сосредоточенного духовного общения с природой.

Способы включения эстетического элемента в урок могут быть разными. Трудно находить и организовывать благоприятные обстоятельства и состояния, при которых в ребенке всколыхнулось бы и заговорило чувство прекрасного. Но делать это надо. Однако пробуждение в человеке эстетического начала не означает еще того, что человек займет нравственную позицию в жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Какие взаимоотношения отражают дети в своих сюжетно-ролевых играх
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественн ...

Учебный план
Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию, определяется основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность ...

Интерактивные методы обучения на уроках технологии. Из опыта работы
Все описанные в данном реферате интерактивные формы методического обучения способствуют всестороннему развитию учащихся на уроках технологии. Они помогают учителю активизировать внимание учащихся, привлечь их к изучению предмета. Использование различных видов игр в учебном процессе позволяет решить ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru