Эстетическое отношение к природе — особая форма ее познания, без которой общее естествознание утрачивает свое очарование и гуманистическое предназначение. Эстетическое познание мира многосложно. По мнению ученых, вопрос о формировании у человека чувства прекрасного весьма непрост. Далеко не все оказываются способными глубоко проникать в мир красоты. Тайна цветовых и звуковых соединений не только в искусстве, но и в природе есть великая труднопостигаемая тайна. Смотреть и видеть — не одно и то же.
Задача учителя – вместе с детьми постичь истинную красоту, которая не всегда яркая, громкая, напротив, часто тихая, спокойная, скромная и неброская, по-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, почувствовать особое очарование в красоте природы. Например, говоря о насекомых, следует отметить, что они изумительно совершенное и прекрасное образование в природе, с которым никто и ничто не может соперничать по богатству красок и форм. Своеобразным лейтмотивом уроков о птицах могут быть строки Н. Сладкова: «Птицы - это тайна и красота. Птицы — это песнь и полет». Предметом многих удивительных эстетических открытий на уроках являются млекопитающие.
Красота здесь многолика. Она проявляется в виде силы, ловкости, легкости, быстроты, грации, мощи. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, гармонию звуков, надо подключать к познанию как чувство, так и абстрактно-логическое мышление. Пробуждению эстетической чуткости детей способствуют привлечение их к наблюдению над природой, специальные эстетико-познавательные задачи и упражнения, ряд проблемных ситуаций. Это побуждает учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые и выразительные.
Например, можно предложить прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката, найти на пустыре самое красивое растение и т. п.
Если эти и другие разнообразные задания предлагать на уроках постоянно, то они, быть может, помогут детям услышать «музыку» лугов и лесов, подивиться движению облаков, полюбоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально всмотреться в жизнь.
Среди эстетико-познавательных заданий и наблюдений выделим лишь некоторые из них: «Полюбуйся, весна наступает»: «Звонкий колокольчик синицы», «Слушаем звон капели», «Ива в серебре», «Радуемся первым грачам и скворцам», «Песня жаворонка», «Здравствуйте, листья», «Черемуховые метели», «Опустим нос в душистую сирень», «Утренние драгоценности», «Музыка лесного ручья».
Такие задания-наблюдения могут быть использованы непосредственно на уроке, а также до и после него. Чаще всего они требуют уединенного созерцания природы, они совершенствуют и сам способ истинного эстетического восприятия. При этом создаются условия для столь необходимого каждому человеку сосредоточенного духовного общения с природой.
Способы включения эстетического элемента в урок могут быть разными. Трудно находить и организовывать благоприятные обстоятельства и состояния, при которых в ребенке всколыхнулось бы и заговорило чувство прекрасного. Но делать это надо. Однако пробуждение в человеке эстетического начала не означает еще того, что человек займет нравственную позицию в жизни.
Актуально о образовании:
Речь и общение как коммуникация
В этой главе я хотела бы сказать всего лишь несколько слов о таких видах вербальных коммуникаций, как беседа, разговор, спор, и менее распространенных - полемике, дебатах, дискуссии. Подлинное, искреннее общение не нуждается ни в колокольном звоне, чтобы созывать народ, ни в полиции, чтобы поддержи ...
Теоретические основы развития познавательной активности в
процессе выполнения аппликации из природного материала
Дошкольный возраст – наиболее сенситивный период усвоения художественного опыта, накопленного человечеством (Комарова Т.С., Мухина Т.С., Саккулина Н.П. и др.). Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста рассматривается психологами и педагогами как сложная аналитико-синтетическая деятел ...
Виды арифметических задач
Все арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить один раз арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий называется составной. Простые задач ...