Эстетическое воспитание на уроках природоведения

Страница 2

Важный метод познания мира – непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений природы, которому в программе курса отводится особое место. «Нужно,— писал Я. Каменский,— учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».

Величайшим злом, по словам Л. Н. Толстого, является усвоение детьми непонятных и непроверенных фактов и обобщений. Надо пользоваться всякой возможностью, чтобы дети на основе личного опыта самостоятельно приобретали доступные им знания. Они должны складываться на основе живого, непосредственного наблюдения. Именно такие знания лежат в основе приобщения ребенка к миру естествознания. Целенаправленные наблюдения способствуют развитию любознательности, самостоятельности, накоплению чувственного опыта и его осмыслению.

Они проводятся систематически в течение всего учебного года. При этом появляется возможность избежать формального знания, не опирающегося на чувственную основу.

Вот некоторые темы заданий для наблюдений: «Смотрю и вижу», «Твое маленькое открытие», «Постарайся увидеть сам» «Кто первый заметит», «О том, что не сразу увидишь». Почти в каждой теме дети делают самостоятельные открытия, получая задание для наблюдения до урока, во время и после него. Важно, чтобы при этом сочетались научность и доступность, увлекательность, занимательность, эмоциональность, т. е. чтобы наблюдения были одной из основ рационально-образного познания природы. Необходимо учить детей не просто видеть и слышать, а учить их понимать и чувствовать сердцем родную природу.

Гуманитарная направленность программы отводит особое место на уроках литературе и искусству. Умелое сочетание художественного слова с непосредственными наблюдениями и природно-трудовой деятельностью детей поможет развить у них внимание и интерес к окружающему миру. Ведь образная яркая речь повышает эмоциональность восприятия, содействует эстетическому воспитанию. Неповторима и незаменима роль искусства как одной из форм художественного познания мира, организующей сферу чувств, восприятия.

Поэтому неотъемлемая часть урока – произведения музыки, живописи, скульптуры. Содержание программы предоставляет большие возможности для интеграции различных предметов (проведение межпредметных уроков, своеобразных циклов занятий, обеспечивающих в комплексе разные виды деятельности: эстетико-художественной, исследовательской, практической и т. д.)

Дети жаждут ярких впечатлений. И если не учить их умению находить красоту в неярком луговом цветке, если в них не развивать способность изумляться величайшей целесообразностью муравейника или гнезда сороки, то вырастут люди с обедненной душой. «Нельзя человеку жить одним мозгом,— писал С. Образцов,— человек слагается из двух вещей — мозга и сердца, разума и чувств. Если человек ни разу не удивился тому, как моется муха, если он не потратил ни минуты на то, чтобы посмотреть, как смотрит щенок, сколько у него жизни в глазах, он, этот человек, никогда не поймет искусство, не поймет красоты жизни. Если вас никогда не взволновало это, значит, вы человек равнодушный к жизни, и вы не сможете ее понять, полюбить».

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Лингвометодические условия формирования умения дифференцировать синонимы имен прилагательных
Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень мышления говорящего, а также уровень его интеллектуального развития. Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку для начальных классов. В программе зап ...

Работа с учениками
Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем ж ...

Работа над лексико-грамматическим материалом
В восьмом классе в текстах для чтения впервые начинает появляться новый лексический материал, возникает и необходимость в умении использовать анализ для понимания отдельных слов без помощи словаря. Но пока это еще единичные случаи. Тем не менее, чтобы учащиеся могли справиться с ними, им приходится ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru