Важный метод познания мира – непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений природы, которому в программе курса отводится особое место. «Нужно,— писал Я. Каменский,— учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».
Величайшим злом, по словам Л. Н. Толстого, является усвоение детьми непонятных и непроверенных фактов и обобщений. Надо пользоваться всякой возможностью, чтобы дети на основе личного опыта самостоятельно приобретали доступные им знания. Они должны складываться на основе живого, непосредственного наблюдения. Именно такие знания лежат в основе приобщения ребенка к миру естествознания. Целенаправленные наблюдения способствуют развитию любознательности, самостоятельности, накоплению чувственного опыта и его осмыслению.
Они проводятся систематически в течение всего учебного года. При этом появляется возможность избежать формального знания, не опирающегося на чувственную основу.
Вот некоторые темы заданий для наблюдений: «Смотрю и вижу», «Твое маленькое открытие», «Постарайся увидеть сам» «Кто первый заметит», «О том, что не сразу увидишь». Почти в каждой теме дети делают самостоятельные открытия, получая задание для наблюдения до урока, во время и после него. Важно, чтобы при этом сочетались научность и доступность, увлекательность, занимательность, эмоциональность, т. е. чтобы наблюдения были одной из основ рационально-образного познания природы. Необходимо учить детей не просто видеть и слышать, а учить их понимать и чувствовать сердцем родную природу.
Гуманитарная направленность программы отводит особое место на уроках литературе и искусству. Умелое сочетание художественного слова с непосредственными наблюдениями и природно-трудовой деятельностью детей поможет развить у них внимание и интерес к окружающему миру. Ведь образная яркая речь повышает эмоциональность восприятия, содействует эстетическому воспитанию. Неповторима и незаменима роль искусства как одной из форм художественного познания мира, организующей сферу чувств, восприятия.
Поэтому неотъемлемая часть урока – произведения музыки, живописи, скульптуры. Содержание программы предоставляет большие возможности для интеграции различных предметов (проведение межпредметных уроков, своеобразных циклов занятий, обеспечивающих в комплексе разные виды деятельности: эстетико-художественной, исследовательской, практической и т. д.)
Дети жаждут ярких впечатлений. И если не учить их умению находить красоту в неярком луговом цветке, если в них не развивать способность изумляться величайшей целесообразностью муравейника или гнезда сороки, то вырастут люди с обедненной душой. «Нельзя человеку жить одним мозгом,— писал С. Образцов,— человек слагается из двух вещей — мозга и сердца, разума и чувств. Если человек ни разу не удивился тому, как моется муха, если он не потратил ни минуты на то, чтобы посмотреть, как смотрит щенок, сколько у него жизни в глазах, он, этот человек, никогда не поймет искусство, не поймет красоты жизни. Если вас никогда не взволновало это, значит, вы человек равнодушный к жизни, и вы не сможете ее понять, полюбить».
Актуально о образовании:
Психолого-педагогическое обоснование
фрагментов уроков "Технологии" построенных на стимулировании
познавательного интереса учащихся
Меня всегда волновала проблема отношения школьников к процессу обучения. Печально, Но большинство из них считают, то учение - это обязательный тяжелый труд, опирающийся на механическое запоминание, на зубрежку. Оно якобы предполагает естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в п ...
Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей
младшего дошкольного возраста
педагог образовательный дошкольный самостоятельность Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дм ...
Методика формирования понятия «вещество» на пропедевтическом этапе обучения
химии
Создание методики формирования понятия «вещество» на пропедевтическом этапе обучения химии предполагало определение общего уровня знаний учащихся о понятии «вещество» и «система». Под «системой» большинство учащихся понимает «совокупность частей, элементов, органов» и др. При этом ими не учитываютс ...