Эстетическое воспитание на уроках природоведения

Страница 5

Этика и эстетика - два плеча одного рычага», – писал Лев Толстой. Одно немыслимо без другого. Полагать, что человек, прикоснувшийся к прекрасному, уже является носителем нравственного, наивно.

Есть немало людей, которые обладают эстетическим чувством, однако далеко не всегда действуют согласно нравственным принципам. Именно на эту особенность Толстой неоднократно обращал внимание людей. Он полагал, что только при единстве этического и эстетического возможна гармония человека и природы, человека и общества.

Любование красотой природы – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая его в активное стремление к плодотворной деятельности. Мало учить воспринимать прекрасное и доброе, надо постараться подвести детей к тому, чтобы они могли не только любоваться красотой, но и беречь и охранять ее, а на доброту не только откликаться, но и самим творить добро.

Из крупинок знаний о природе и капелек доброты вырастает еще одно чувство — ответственность за родную землю.

Гуманистическая сущность ответственности человека за состояние природы предполагает единство познавательной и практической деятельности по улучшению природы родного края. Годами развивается в человеке чувство морального, гражданского долга по отношению к живущим поколениям и к тем, кто придет после него. Созидание, а не потребление является здесь ведущим. Одних знаний или одной душевной отзывчивости недостаточно — важна активная практическая деятельность ребенка, учителя, родителей. Есть старая мудрая пословица: «Трудно привести к добру нравоучениями, легко — примером». Вряд ли многого добьешься увещеванием типа «Нельзя ломать деревья, рвать цветы, вытаптывать траву, убивать животных», а вот если ребенок сам (пусть по чьей-то подсказке) закрепит надломленную ветку, вырастит растение, бережно соберет семена .

Традиция трудового отношения к природе — лучшая школа воспитания гражданина, патриота, труженика. Природа — великая воспитательница.

Она помогает пробуждению высоких моральных качеств, в том числе доброты и гуманности. Но восхищение красотой природы должно быть действенным, то есть сочетаться с активным познанием ее законов и обязательным участием в ее преобразовании.

Дар видеть и понимать созидается годами, и для этого необходим большой труд. Смысл же этого труда как раз и заключается в пробуждении нравственно активного отношения к природе.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Актуально о образовании:

Формы и методы формирования познавательного интереса у школьников
Формирование и развитие познавательных интересов - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, ...

Учебная деятельность как целостная система
Значение учебной деятельности как особого вида деятельности, направленного на освоение индивидом социального опыта, постоянно возрастает. Учебная деятельность в современных условиях должна выполняться человеком на протяжении всей его жизни. Д.Б. Эльконин называет учебную деятельность второй професс ...

Информатизация физического образования
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. Использование информационных технологий на уроках физики помогает достичь педагогических целей ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru