Эстетическое воспитание на уроках природоведения

Страница 1

«Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить о ней»,— так писал более ста лет тому назад Л. Н. Толстой. Вот только природа во времена Толстого окружала людей совсем другая, чем та, среди которой живем мы. Реки тогда спокойно несли в океан свою прозрачную, чистую воду, леса стояли дремучие, а в голубом небе ничто не нарушало тишины. Совсем недавно мы поняли, что всего этого — чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц — становится все меньше и меньше.

Этот прекрасный мир ощущает на себе и добрую руку человека, ведомого разумом, и руку неразумного глупца; словом, и тех, кто улучшает мир живого, и тех, кто подавляет этот мир, подталкивает саму жизнь в тупик. Великое сообщество людей, которых на планете теперь более 5 миллиардов, предстает сегодня и как сила созидающая, и как сила разрушительная, в постоянном борении Добра и Зла.

Современные проблемы взаимодействия общества и природы поставили ряд новых задач перед школой и педагогикой. Причины экологического кризиса нужно искать не только в сфере экономики, но и в сознании людей. И чтобы избавиться от угрозы грядущей мировой катастрофы, необходимо изменить отношение людей к другим людям, к самим себе.

Сегодня преступно уже не только уничтожение природы, но и бездействие перед надвигающейся катастрофой. Ученые утверждают: чтобы довести земную цивилизацию до краха, вовсе не обязательно затевать войну; вполне достаточно просто жить так, как живем сейчас.

Одна из задач современной школы — сотворение человека, великодушного к людям и природе, способного любовью и своей положительной деятельностью сберечь мир, который уже не может уцелеть сам по себе, без нашей помощи и любви.

Приобщение ребенка к основам экологических знаний, экологической культуры в целом только тогда даст результаты, когда ребенок через собственную трудовую деятельность придет к их освоению, к пониманию системы взаимосвязей, существующих в мире природы.

Экологическая культура человека предполагает и усвоение научных знаний о природе. Чтобы они были прочными, важно в ребенке пробудить интерес к познанию окружающего мира, желание видеть в обыденном чудесное, в привычном — необычное. М. Пришвин писал: «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать. Узнав — невозможно не полюбить».

Творческое отношение к природе требует знания ее. Трудно охранять животных и растения, не имея представления о них, не зная ничего об их образе жизни. Увеличение объема времени на изучение курса позволяет конкретно и более глубоко познакомить детей с большим количеством растений, животных, дать историко-культурные сведения о них, проникнуть в чудесные тайны их жизни. Для этого совершаются экскурсии в мир народных примет, легенд, наблюдений. И если природа предстанет перед детьми в живом показе и не менее живом рассказе, то они лучше усвоят материал, охватят его не только умом, но и воображением, образной памятью.

Накопление, систематизация знаний и сами по себе важны, но, что гораздо существеннее, они верный мост к воспитанию человеком своей души, к деятельностной сопричастности ко всему живому во Вселенной. Чтобы занятия приобрели экологическую направленность, учитель придерживается взгляда на природу как экологическую целостность, сам стремится проникнуть в суть взаимодействия природы и человека, увидеть в системе конкретных знаний отражение ведущих закономерностей живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменение в процессе роста и развития, жизнь в сообществах, назначение в природе.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Возможности образовательной области «Художественное творчество» в развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимо-ва, СМ. Кривина, М.И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личн ...

Понятие «творчество», виды творческих способностей
Развитие детей, это, прежде всего культура, творчество Л.С. Выготский в «Психологии искусств» поставил задачу рассмотрения психического развития творческих процессов. «Всякая функция в творческом развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психическом». ...

Структура творческих способностей
Американский педагог Виктор Ловенфельд разделял со многими учеными убежденность в том, что творческие способности являются весьма распространенной человеческой чертой, зачастую существуя как потенциальные способности, ожидающие своего высвобождения, чтобы проявить вовне скрытые таланты. Он писал: « ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru