Последователь Штайнера, вальдорфский учитель Ф. Карлгрен подчёркивал, что для подхода к сложным задачам воспитания вальдорфская педагогика обращается к своей духовно-научной основе - к антропософскому познанию человека. Доклад, с которым Штайнер выступал в различных населённых пунктах Германии в 1907 году "Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки" и опубликованный как книга, Карлгрен выделяет как исток вальдорфской педагогики. В этой работе Штайнер впервые излагает свои взгляды на развитие ребенка с точки зрения антропософии, и соответственные этому развитию методы воздействия на него педагога. Он говорил, в частности, что: "Помимо физического тела человека, объектом познания для духовной науки является еще и другой член его существа: жизненное или эфирное тело".
"Духовная наука описывает, каким образом открывается тот мир, в котором высшие члены существа человека оказываются доступными созерцанию. Для того, кто развил в себе высшие органы восприятия, эфирное тело является объектом наблюдения, а не предметом рассуждений и умозаключений".
Итак, согласно антропософии, человек состоит из нескольких составляющих: физического (видимого) тела, эфирного и астрального "духовных" тел, также "К существу человека принадлежит еще один, четвертый, член - такого члена нет у других живущих на земле существ. Это - носитель человеческого "Я"…. "В период от рождения до смены зубов - т.е. приблизительно до семилетнего возраста - он окружен эфирной и астральной оболочками. Лишь с наступлением смены зубов эфирное тело отделяется от эфирной оболочки. Астральная оболочка сохраняется вплоть до наступления возраста половой зрелости, когда астральное тело рождается…"; "эфирное тело… становится носителем привычек, устойчивых склонностей, темперамента и памяти".
Вальдорфскому педагогу нужно всё это знать потому, что он: "…работает над этими четырьмя членами существа человека и, если он желает стоять на уровне своей задачи, должен изучать их природу". "Знание соответствующих законов должно быть положено в основу искусства воспитания и обучения"; "Те, кто при этом не будут руководствоваться данными духовной науки, скорей всего, сделают обратное тому, что нужно; ведь материалистический здравый смысл зачастую склонен выбирать противоположное истинному". "В искусстве воспитания речь идет о конкретных знаниях в отношении членов существа человека и закономерностей их развития. Необходимо знать, в каком возрасте и каким образом следует воздействовать на тот или иной член организации человека". Так, например, "С того времени, как у ребенка стали меняться зубы, и произошло отделение внешней эфирной оболочки, воспитатель получает возможность извне воздействовать на эфирное тело"; "…переработанное посредством собственных сил "Я" астральное тело называется Самодухом (Geistselbst) - или, согласно восточной терминологии, Манасом. Такое преобразование происходит, в основном, благодаря обучению, обогащению внутреннего мира возвышенными идеями и представлениями". "…мышление, (внутреннее) чувство и воля. Способствуя их формированию, педагог устанавливает как бы обратную связь с эфирным телом, которое в период между сменой зубов и наступлением половой зрелости можно совершенствовать, воздействуя на него извне". "Нельзя упускать из виду того, что говорилось об окружающей астральное тело защитной оболочке. Одно дело - заботиться еще до наступления возраста половой зрелости о заключенном в астральном теле зародыше развития, другое дело - подвергать ставшее после наступления этого возраста самостоятельным астральное тело извне тому, что оно может переработать без защитной оболочки. Это, конечно, тонкое различие; но для того, кто его не проводит, непонятой остается и сущность воспитания".
Духовная наука, утверждает Штайнер, обеспечивает взаимосвязь между физическим и духовным аспектами воспитания: "…благодаря телесным упражнениям эфирное тело должно чувствовать свой собственный рост, воспринимать свою постоянно возрастающую силу. … Проводить занятия гимнастикой и телесными упражнениями подобным образом возможно только с помощью духовной науки".
Актуально о образовании:
Аспекты методики изучения основ народных промыслов
на уроках труда
Говоря о методической стороне изучения основ народной культуры в начальных классах, нельзя не сказать о том, что учителю нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и и ...
Методы развития познавательного интереса
Основными методами развития познавательного интереса у детей с плоховыраженными познавательными потребностями являются формирования готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета; стимулирование занимательным содержанием. Формирован ...
Функции проблемного обучения
По своему содержанию и по поставленным целям традиционное образование ориентировано, прежде всего, на усвоение учащимися знаний, умений и навыков. Кроме того, с гуманизацией всей социальной сферы в традиционном образовании стала декларироваться цель всестороннего и гармоничного развития каждого уче ...