Проблемы нравственных ориентиров: их формирования и коррекции

Страница 1

Формирование социально-нравственной ориентации учащихся должно стать целостным процессом проживания своих отношений с миром – практически-преобразовательных, познавательных, чувственно-эмоциональных. Основными задачами формирования социально-нравственной ориентации при этом являются:

1) формирование умения конструктивно взаимодействовать с другими людьми в сфере социального бытия (реализация данной задачи достигалась посредством организации самоуправленческой деятельности учащегося как свободной самоорганизующейся системы);

2) сознание учащимся пространственной и временной целостности человечества через соотнесенность с абсолютными характеристиками человеческого бытия, воплощающими сущностные силы человека как родового существа – свобода, творчество, любовь, нравственность, духовность и т.п.;

3) эмоционально-чувственное проживание подростком целостного (в единстве мысли, действия и чувства) жизненного процесса в смоделированном им пространстве на принципах общечеловеческой нравственности и нормах конкретно-исторического общества.

Реальной целью социально-нравственной ориентации является формирование социально-активной, нравственной личности. В этом смысле она совпадает со всеобщей целью процесса образования – получение образа человека как родового существа с раскрытыми сущностными силами. Идеальной целью формирования ориентации на социально значимые ценности с приоритетом общечеловеческих может быть образование такого социального устройства, которое гармонизировало бы отношения людей друг с другом и с природой, построенные на принципах общечеловеческой нравственности. Условием осуществления целостности духовной и практической жизни человека и общества выступает гармония внутреннего мира человека, выражающаяся в единстве чувства, мысли, воли и действия. Достижение этой гармонии возможно через эмоциональное, рациональное, практическое и метафизическое (мистическое, интуитивное, иррациональное) освоение мира.

Социально-нравственная ориентация и есть действенный способ духовно-практического освоения человеком мира, практическая активность человека по свободному сознательному выбору и реализации социально значимых и безусловных нравственных ценностей, обусловленная эмоциональным принятием мира, рациональным осмыслением его законов, принципов, интуитивным постижением его абсолютных, предельных оснований и смыслов.

Различные направления личности и общества можно показать на схеме, которая воспроизводит реальное общеориентирующее пространство человеческих ценностей и качеств личности.

Эта схема может быть названа полем ценностных ориентаций, где ось ОХ отражает инструментальные ценности современного общества, определяя его цель, а также цели человека как социального существа и средства их достижения. Ось ОY воплощает несводимость человека к плоскости социального бытия и представляет собой метафизические ценности, смысловую «вертикаль» человеческого существования, его нравственное содержание, составляющее качественную специфику «человечности». Если ось ОХ содержит средства достижения социально значимых целей, то ось ОY определяет нравственную оправданность, допустимость этих средств в деятельности человека. Таким образом, оси ОХ и ОY предполагают ориентацию в реальных социальных условиях деятельности через обращенность к общечеловеческому содержанию жизни.

Каждая ось имеет по два полюса: положительный полюс оси ОХ демострирует прагматическую направленность личности (на социально одобряемые, престижные ценности), отрицательный полюс оси ОХ – деструктивную направленность (разрушение в человеке сущностных сил солидарности, деятельности); положительный полюс оси ОY – гуманистическую направленность личности (на общечеловеческие нравственные ценности, квинтэссенцию человеческой сущности), отрицательный полюс оси ОY – эгоистическую направленность (на сохранение безусловного значения ценности индивидуального Я, противопоставленного всему миру).

1-й сектор ценностных ориентаций выявляет социально-пассивный тип личности, называемый психологами «человеком-винтиком». 2-й сектор – это сфера проявления асоциальной личности, не ведающей ни духа солидарности, социальности, ни любви, – своего рода «человека-животного». Сектор 3-й представляет потребительско-престижную ориентацию и тип личности, который можно обозначить как «общественное животное». Сектор 4-й – это сфера совпадения социально-значимых и общечеловеческих нравственных ценностей, сфера реализации человеком своих сущностных сил.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии
Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы ...

Развитие речи в детском саду
В данном параграфе представлены занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Занятие в старшей группе на упражнение в подборе слов для характеристики предмета. Программное содержание. Закрепление знаний о слове: слова разные, они звучат, произносятся друг за другом. Учить детей вслушива ...

Стиль педагогической деятельности
Стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип. А.К. Маркова выделяет следующие наиболее характерные четыре ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru