Проблемы нравственных ориентиров: их формирования и коррекции

Страница 1

Формирование социально-нравственной ориентации учащихся должно стать целостным процессом проживания своих отношений с миром – практически-преобразовательных, познавательных, чувственно-эмоциональных. Основными задачами формирования социально-нравственной ориентации при этом являются:

1) формирование умения конструктивно взаимодействовать с другими людьми в сфере социального бытия (реализация данной задачи достигалась посредством организации самоуправленческой деятельности учащегося как свободной самоорганизующейся системы);

2) сознание учащимся пространственной и временной целостности человечества через соотнесенность с абсолютными характеристиками человеческого бытия, воплощающими сущностные силы человека как родового существа – свобода, творчество, любовь, нравственность, духовность и т.п.;

3) эмоционально-чувственное проживание подростком целостного (в единстве мысли, действия и чувства) жизненного процесса в смоделированном им пространстве на принципах общечеловеческой нравственности и нормах конкретно-исторического общества.

Реальной целью социально-нравственной ориентации является формирование социально-активной, нравственной личности. В этом смысле она совпадает со всеобщей целью процесса образования – получение образа человека как родового существа с раскрытыми сущностными силами. Идеальной целью формирования ориентации на социально значимые ценности с приоритетом общечеловеческих может быть образование такого социального устройства, которое гармонизировало бы отношения людей друг с другом и с природой, построенные на принципах общечеловеческой нравственности. Условием осуществления целостности духовной и практической жизни человека и общества выступает гармония внутреннего мира человека, выражающаяся в единстве чувства, мысли, воли и действия. Достижение этой гармонии возможно через эмоциональное, рациональное, практическое и метафизическое (мистическое, интуитивное, иррациональное) освоение мира.

Социально-нравственная ориентация и есть действенный способ духовно-практического освоения человеком мира, практическая активность человека по свободному сознательному выбору и реализации социально значимых и безусловных нравственных ценностей, обусловленная эмоциональным принятием мира, рациональным осмыслением его законов, принципов, интуитивным постижением его абсолютных, предельных оснований и смыслов.

Различные направления личности и общества можно показать на схеме, которая воспроизводит реальное общеориентирующее пространство человеческих ценностей и качеств личности.

Эта схема может быть названа полем ценностных ориентаций, где ось ОХ отражает инструментальные ценности современного общества, определяя его цель, а также цели человека как социального существа и средства их достижения. Ось ОY воплощает несводимость человека к плоскости социального бытия и представляет собой метафизические ценности, смысловую «вертикаль» человеческого существования, его нравственное содержание, составляющее качественную специфику «человечности». Если ось ОХ содержит средства достижения социально значимых целей, то ось ОY определяет нравственную оправданность, допустимость этих средств в деятельности человека. Таким образом, оси ОХ и ОY предполагают ориентацию в реальных социальных условиях деятельности через обращенность к общечеловеческому содержанию жизни.

Каждая ось имеет по два полюса: положительный полюс оси ОХ демострирует прагматическую направленность личности (на социально одобряемые, престижные ценности), отрицательный полюс оси ОХ – деструктивную направленность (разрушение в человеке сущностных сил солидарности, деятельности); положительный полюс оси ОY – гуманистическую направленность личности (на общечеловеческие нравственные ценности, квинтэссенцию человеческой сущности), отрицательный полюс оси ОY – эгоистическую направленность (на сохранение безусловного значения ценности индивидуального Я, противопоставленного всему миру).

1-й сектор ценностных ориентаций выявляет социально-пассивный тип личности, называемый психологами «человеком-винтиком». 2-й сектор – это сфера проявления асоциальной личности, не ведающей ни духа солидарности, социальности, ни любви, – своего рода «человека-животного». Сектор 3-й представляет потребительско-престижную ориентацию и тип личности, который можно обозначить как «общественное животное». Сектор 4-й – это сфера совпадения социально-значимых и общечеловеческих нравственных ценностей, сфера реализации человеком своих сущностных сил.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Роль самоконтроля учебной деятельности в развитии личности младшего школьника
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, проведенные мною, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформиров ...

Виды арифметических задач
Все арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить один раз арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий называется составной. Простые задач ...

Роль ДЮСШ в развитии физической культуры района
В настоящее время разработана концепция областной программы «Здоровье - XXI век». Программа рассчитана до 2005 года. В ней отражено то, что главная задача здорового образа жизни — не столько правильное питание, полноценный отдых, спорт и борьба со стрессами, сколько убеждение каждого человека, преж ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru