Обучение ребенка режиссерской игре должно способствовать развитию умения самостоятельно играть с разными предметами и продолжительное время. У ребенка должна появиться индивидуальная игра.
Приведем конкретный пример по организации режиссерской игры на основе педагогического опыта Пура Ж.Н.
Режиссерская игра «Мы – журналисты»
Цели:
Развитие связной диалогической речи.
Развитие коммуникативности и личностного взаимодействия детей друг с другом.
Задачи:
Расширение и активизация словарного запаса.
Закрепление навыков ведения диалога.
Развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.
Оборудование и атрибутика:
Детские компьютеры, печатная машинка, детские кинокамеры, детские фотоаппараты, блокноты, карандаши, нагрудные знаки, кепки с символикой, косынки-галстуки, микрофоны.
Игра – занятие серьезное, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемкая и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии, необходимо побеседовать с детьми на эту тему, предложить дидактические игры, прочитать произведение о данном персонаже. И только после того, как дети получат достаточное количество сведений о данной профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю. Поэтому значительная часть предварительной речевой работы ложится на плечи воспитателей и родителей.
Алгоритм организации игры:
Подготовительная работа:
Изготовление атрибутов
Предварительная речевая подготовка:
Чтение произведений
Тематические беседы
Обогащение словарного запаса
Дидактические игры
Творческие задания, командировки
Творческие отчеты:
Выпуск газеты с репортажами и рисунками
«Радиоэфир»
«Телерепортажи»
Оформление фотоальбомов
В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи используется моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными образами - значительно облегчает обучение. Детям предлагаются карточки с изображенными на них картинками-символами. Вместе с педагогом ребята обговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на данную картинку. Затем, уже в ходе самого интервью ребенок-корреспондент имеет возможность строить диалог, имея зрительную опору в виде плана из картинок-символов. Как видно из алгоритма, такого рода занятия представляют собой лишь часть игры, а именно творческую командировку. Приведенная игра предполагает и составление творческих отчетов в виде издания стенгазет различной тематики, пополнения фотоальбома, а также проведения детских «теле- и радиорепортажей».
Набрав очередной материал для газеты, журналисты собираются в пресс-центре и отбирают материал для будущей газеты. В составе пресс-центра газеты действует детское жюри, которое принимает нелегкие решения по оценке различных детских работ. К оформлению газеты сотрудники пресс-центра привлекают талантливых родителей и педагогов, поскольку богатое содержание должно иметь достойную форму.
Детско-педагого-родительская газета издается ежемесячно. Ребята с удовольствием «читают» ее с помощью воспитателя, рассматривают рисунки, обсуждают.
Работа пресс-центра позволяет успешно развивать у детей диалогическую и монологическую речь, в ходе игры преодолевается детская застенчивость, повышается самооценка, осознание собственной значимости. Презентацией стенгазеты и ее ежемесячным выпуском деятельность пресс-центра не завершается. Напротив, анализ выполнения первого проекта, а также параллельное накопление нового материала приводят к совместному решению начать новый творческий проект – создание журнала детского словотворчества, в котором будут публиковаться сочиненные детьми произведения: сказки, рассказы, стихотворения, а также иллюстрации к ним.
Актуально о образовании:
Особенности использования
дидактического материала в системе М. Монтессори
О значении материала. Следует отметить, что из-за того, что дидактический материал находится на виду, его роль по сравнению с другими элементами подготовленной среды в методе Монтессори часто преувеличивается. Кроме того, в некоторых случаях неправильно понимается его цель. Это не учебное оборудова ...
Временные и количественные изменения словаря ребенка
Лексика ребенка формируется постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Л.И. Белякова, обобщая данные изучения речевого и психомоторного развития детей от 0 до 5 лет, свидетельствует: 0 -1,5 месяца жизни – период интенсивного интонационного обогащения к ...
Исторические аспекты проблемного обучения
Мышление необходимо человеку, прежде всего для того, чтобы все более глубоко отражать непрерывно изменяющиеся условия жизни деятельности. В силу своей постоянной изменчивости эти условия неизбежно оказываются новыми, а все новое необходимо является вначале неизвестным. Таким образом, в процессе пои ...