Полноценного развития игровая деятельность детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Следует учитывать специфику игры как интегративной деятельности, сочетающей воображаемые игровые действия с реальным общением участников игрового процесса.
Освоение ребёнком старшего дошкольного возраста позиции субъекта игровой деятельности, по мнению Солнцевой О.В., может быть охарактеризовано, как:
Интерес к режиссерской игре.
Активность и избирательность, проявляемые в разных формах режиссерских игр.
Самостоятельность и творчество в выдвижении игровых замыслов, в использовании сюжетосложения как способа построения игры, в создании выразительных игровых образов, в общении, направленном на согласование и реализацию замыслов (владение планирующими, поясняющими, обозначающими действиями).
Владение коммуникативными умениями: аргументированность и адресованность организационно-делового обращения к партнёру для развития совместной игры, использование вербальных и невербальных способов общения, способность заметить настроение сверстника и проявить сочувствие, что создает общий эмоционально-положительный фон игры.
Ведущим методом диагностики проявлений избирательности, самостоятельности и творчества детей в режиссерской играх является наблюдение за играми детей в утренний отрезок времени и после дневного сна (это время является наиболее благоприятным для самостоятельных творческих сюжетных игр детей). Наблюдение даёт возможность выявить особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие возможности ребёнка в игровой деятельности - степень его активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.
В протоколе наблюдения фиксируется:
преобладающие виды игр, в которые играют дети;
тематика и содержание творческих сюжетных игр детей;
организация детьми игровой деятельности - сговор на игру, обозначение и создание игрового пространства, распределение ролей, поясняющие и обозначающие действия;
наличие и характер действий, направленных на построение игрового сюжета, принятие партнерами действий по изменению игрового сюжета;
наличие и характер действий, направленных на создание образа игрового персонажа в режиссёрской игре;
особенности использования детьми материалов, находящихся в предметно-игровой среде;
продолжительность игры.
Регистрация полученных данных может вестись при помощи фотозаписи или с использованием диагностической карты по режиссерской игре:
Таблица
Критерии оценки |
Фамилия, имя, возраст ребенка | ||||
дата |
дата |
дата |
дата |
примечание | |
Отражает в игре бытовые действия взрослых | |||||
Отражает в игре сказочные сюжеты | |||||
Использует в игре игрушки | |||||
Использует «одушевлённые» предметы, замещающие игрушки | |||||
Разговаривает за игрушки | |||||
Меняет интонацию голоса, озвучивая игрушки | |||||
Рассказывает о происходящем в игре | |||||
Использует звукоподражания | |||||
Сюжетные действия взаимосвязаны | |||||
Примерная продолжительность игры (в мин.) |
Актуально о образовании:
Анализ передового педагогического опыта по исследуемой теме
Главная задача педагогической науки – разработка теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности. Наука всегда будет изучать закономерности, разрабатывать все новые, более соверше ...
Принцип реабилитации детей с задержкой речевого развития
Чрезвычайно важно осуществлять лечебно коррекционную работу в отношении детей с той или иной речевой патологией. Как правило, речевая патология сопровождается различными неврологическими нарушениями. Особенно часто речевая патология отмечается при детских параличах. Следует помнить, что вся психоло ...
Планирование имитационных экспериментов
Целью имитационных экспериментов является, возможно, более глубокое изучение моделируемых систем при ограниченных затратах. С этой целью необходимо планировать и проектировать не только модель системы, но и процесс проведения экспериментов с ней. В практике имитационных исследований наиболее распро ...