Полноценного развития игровая деятельность детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Следует учитывать специфику игры как интегративной деятельности, сочетающей воображаемые игровые действия с реальным общением участников игрового процесса.
Освоение ребёнком старшего дошкольного возраста позиции субъекта игровой деятельности, по мнению Солнцевой О.В., может быть охарактеризовано, как:
Интерес к режиссерской игре.
Активность и избирательность, проявляемые в разных формах режиссерских игр.
Самостоятельность и творчество в выдвижении игровых замыслов, в использовании сюжетосложения как способа построения игры, в создании выразительных игровых образов, в общении, направленном на согласование и реализацию замыслов (владение планирующими, поясняющими, обозначающими действиями).
Владение коммуникативными умениями: аргументированность и адресованность организационно-делового обращения к партнёру для развития совместной игры, использование вербальных и невербальных способов общения, способность заметить настроение сверстника и проявить сочувствие, что создает общий эмоционально-положительный фон игры.
Ведущим методом диагностики проявлений избирательности, самостоятельности и творчества детей в режиссерской играх является наблюдение за играми детей в утренний отрезок времени и после дневного сна (это время является наиболее благоприятным для самостоятельных творческих сюжетных игр детей). Наблюдение даёт возможность выявить особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие возможности ребёнка в игровой деятельности - степень его активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.
В протоколе наблюдения фиксируется:
преобладающие виды игр, в которые играют дети;
тематика и содержание творческих сюжетных игр детей;
организация детьми игровой деятельности - сговор на игру, обозначение и создание игрового пространства, распределение ролей, поясняющие и обозначающие действия;
наличие и характер действий, направленных на построение игрового сюжета, принятие партнерами действий по изменению игрового сюжета;
наличие и характер действий, направленных на создание образа игрового персонажа в режиссёрской игре;
особенности использования детьми материалов, находящихся в предметно-игровой среде;
продолжительность игры.
Регистрация полученных данных может вестись при помощи фотозаписи или с использованием диагностической карты по режиссерской игре:
Таблица
Критерии оценки |
Фамилия, имя, возраст ребенка | ||||
дата |
дата |
дата |
дата |
примечание | |
Отражает в игре бытовые действия взрослых | |||||
Отражает в игре сказочные сюжеты | |||||
Использует в игре игрушки | |||||
Использует «одушевлённые» предметы, замещающие игрушки | |||||
Разговаривает за игрушки | |||||
Меняет интонацию голоса, озвучивая игрушки | |||||
Рассказывает о происходящем в игре | |||||
Использует звукоподражания | |||||
Сюжетные действия взаимосвязаны | |||||
Примерная продолжительность игры (в мин.) |
Актуально о образовании:
Применение интерактивных форм, методов и приёмов на
уроках технологии
Скажи мне - и я забуду; покажи мне и я запомню; дай сделать - и я пойму. Китайская притча В своей работе автор использует следующие интерактивные формы обучения: игра как средство интерактивного обучения; личностно-ориентированный подход; проблемно-задачный подход; ИКТ как приём представления матер ...
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического
процесса
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта д ...
Психолого-педагогическое обоснование
фрагментов уроков "Технологии" построенных на стимулировании
познавательного интереса учащихся
Меня всегда волновала проблема отношения школьников к процессу обучения. Печально, Но большинство из них считают, то учение - это обязательный тяжелый труд, опирающийся на механическое запоминание, на зубрежку. Оно якобы предполагает естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в п ...