Полноценного развития игровая деятельность детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Следует учитывать специфику игры как интегративной деятельности, сочетающей воображаемые игровые действия с реальным общением участников игрового процесса.
Освоение ребёнком старшего дошкольного возраста позиции субъекта игровой деятельности, по мнению Солнцевой О.В., может быть охарактеризовано, как:
Интерес к режиссерской игре.
Активность и избирательность, проявляемые в разных формах режиссерских игр.
Самостоятельность и творчество в выдвижении игровых замыслов, в использовании сюжетосложения как способа построения игры, в создании выразительных игровых образов, в общении, направленном на согласование и реализацию замыслов (владение планирующими, поясняющими, обозначающими действиями).
Владение коммуникативными умениями: аргументированность и адресованность организационно-делового обращения к партнёру для развития совместной игры, использование вербальных и невербальных способов общения, способность заметить настроение сверстника и проявить сочувствие, что создает общий эмоционально-положительный фон игры.
Ведущим методом диагностики проявлений избирательности, самостоятельности и творчества детей в режиссерской играх является наблюдение за играми детей в утренний отрезок времени и после дневного сна (это время является наиболее благоприятным для самостоятельных творческих сюжетных игр детей). Наблюдение даёт возможность выявить особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие возможности ребёнка в игровой деятельности - степень его активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.
В протоколе наблюдения фиксируется:
преобладающие виды игр, в которые играют дети;
тематика и содержание творческих сюжетных игр детей;
организация детьми игровой деятельности - сговор на игру, обозначение и создание игрового пространства, распределение ролей, поясняющие и обозначающие действия;
наличие и характер действий, направленных на построение игрового сюжета, принятие партнерами действий по изменению игрового сюжета;
наличие и характер действий, направленных на создание образа игрового персонажа в режиссёрской игре;
особенности использования детьми материалов, находящихся в предметно-игровой среде;
продолжительность игры.
Регистрация полученных данных может вестись при помощи фотозаписи или с использованием диагностической карты по режиссерской игре:
Таблица
|
Критерии оценки |
Фамилия, имя, возраст ребенка | ||||
|
дата |
дата |
дата |
дата |
примечание | |
|
Отражает в игре бытовые действия взрослых | |||||
|
Отражает в игре сказочные сюжеты | |||||
|
Использует в игре игрушки | |||||
|
Использует «одушевлённые» предметы, замещающие игрушки | |||||
|
Разговаривает за игрушки | |||||
|
Меняет интонацию голоса, озвучивая игрушки | |||||
|
Рассказывает о происходящем в игре | |||||
|
Использует звукоподражания | |||||
|
Сюжетные действия взаимосвязаны | |||||
|
Примерная продолжительность игры (в мин.) | |||||
Актуально о образовании:
Методические аспекты развития пространственного
мышления как элемента образного
Рассмотрим, какие подходы предлагают для развития пространственного мышления в средней школе и выясним возможности их использования. А. Пардала выделяет такие основные типы упражнений, дидактическим назначением которых является формирование и развитие пространственных представлений учащихся: матема ...
Методика обучения младших школьников решению простых
и составных текстовых задач
Задачи бывают простые и составные по числу действий, выполняемых для их решения. Задача называется простой, если для ее решения нужно выполнить один раз какое-либо арифметическое действие. Задача называется составной, если для ее решения нужно выполнить несколько арифметических действий (неважно, о ...
Теоретические основы развития познавательной активности в
процессе выполнения аппликации из природного материала
Дошкольный возраст – наиболее сенситивный период усвоения художественного опыта, накопленного человечеством (Комарова Т.С., Мухина Т.С., Саккулина Н.П. и др.). Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста рассматривается психологами и педагогами как сложная аналитико-синтетическая деятел ...