Возрастные особенности художественно – творческого развития детей младшего школьного возраста

Новое о образовании » Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях по художественному труду » Возрастные особенности художественно – творческого развития детей младшего школьного возраста

Страница 1

Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.

Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.

Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Наконец, третья группа – это зависимость развития креативности от характера и структуры деятельности.

Обобщая немногочисленные исследования, можно сказать, что сензитивный период развития креативности – 3 – 5 лет. По данным Д.Б. Эльконина, с конца 2-го по 4-й год жизни у детей появляется потребность в подражании действительности взрослого. Именно в это время ребенок максимально сензитивен к развитию творческих способностей через подражание.

Детское литературное и художественное творчество ярче всего проявляется именно в возрасте 3-5 лет, а в 6 лет наблюдается спад. Спад творческих проявлений к 6 годам считается следствием уменьшения роли бессознательного в регуляции поведения и возрастанием критичности и рассудочности в сознании ребенка. Психологи предполагают, что ребенок не просто критикует самого себя за отклонения от норматива, а перестает видеть возможность отклонения от стереотипного, предписанного социальной средой поведения.

По мнению ряда авторов, различные типы мыслительной деятельности формируются благодаря тому, что их «обслуживают» разные по своим качествам психологические процессы.

Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического и даже нравственного, т.е. развития ребенка в целом.

Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т.п. и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. При воображении используется опыт прежних впечатлений, которые выступают в этом процессе в новых сочетаниях и комбинациях.

Велика роль сенсорных процессов в художественном творчестве: музыкальная деятельность невозможна без развитого музыкального слуха; изобразительное творчество немыслимо без тонкого восприятия цветов, форм, пропорций и т.д.

Оценивая роль сенсорных процессов в психическом развитии, следует учитывать их значение не только для усвоения определенных знаний и умений, но и для формирования индивидуальных способностей ребенка. Большинство из этих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу.

Например, тонкое мышечное чувство и точный глазомер составляет основу многих «практических» способностей: развитое зрительное восприятие форм и красок является необходимым компонентом изобразительных способностей. Поэтому совершенствование сенсорных процессов имеет очень большое значение для всего последующего развития ребенка.

В аппликации и лепке находит отражение зрительно и осязательно воспринимаемый облик предмета, такие его свойства, как форма, величина, строение, цвет, а также положение его в пространстве.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Специфика восприятия дошкольниками формы, величины, цвета предметов, их пространственного расположения
Изобразительная деятельность – это специфическое, образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Создание изображения ставит перед ребёнком ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепки не может быть успешным. Так, для того чтобы и ...

Проблемные ситуации: понятие и типы, способы и правила создания
Независимо выбора метода изложения материала и организации учебного процесса, в основе при проблемном обучении лежит последовательное и целенаправленное создание проблемных ситуаций, мобилизующих внимание и активность учащихся. Форма представления проблемных ситуаций аналогична применяющейся в трад ...

Упражнения, предваряющие работу над текстом
Одним из таких упражнений является беседа учителя на тему, прямо или косвенно связанную с материалом текста. Используется серия вопросов (несложных), доступных пониманию учащихся, при этом, как всегда, учитывается разный уровень их подготовки. После такой предварительной работы учащимся предлагаетс ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru