Биография Д.И. Менделеева

Страница 2

И действительно, скоро Менделеев выздоровел. Окончив институт с золотой медалью в 1855 году, он сразу же взялся за диссертацию об изоморфизме – изменении свойств химических веществ. После блестящей защиты не успокоился и написал еще одну, по физике.

В 1859 году по рекомендации своего учителя - "дедушки русской химии" А.А.Воскресенского — Д.И.Менделеев едет в заграничную командировку в Германию, Францию и Италию. Два года жил и работал в Германии, в Гейдельберге. Там, устроив в своей квартире лабораторию, он совершил первое важное открытие – доказал существование температуры абсолютного кипения, при которой вода мгновенно превращается в пар.

В 1861 году Менделеев вернулся в Петербург. Нужно было искать средства к существованию. Он был вынужден много времени посвящать педагогической деятельности: преподавал в Санкт-Петербургском университете, в Институте корпуса инженеров путей сообщения, в Николаевской инженерной академии и училище, во 2-м Кадетском корпусе. В январе 1864 года Менделеева утвердили в должности профессора химии Технологического института.

Тоска по семейному теплу заставила его возобновить знакомство с падчерицей Ершова Феозвой, которая по воле случая оказалась в столице. В 1862 году состоялась свадьба. В 1863 г. родилась первая дочь Маша, но прожила всего несколько месяцев. В 1865 г. родился сын Володя, еще через три года – дочь Оля. Дмитрий Иванович крепко привязался к детям. Но научная жизнь, исследования и практическая деятельность почти не оставляли времени для семьи. Брак, заключенный по принципу «стерпится – слюбится», оказался неудачным.

От семейных неурядиц Менделеев, по своей привычке, спасался работой. Равнодушно относясь к органической химии, он, тем не менее, написал первый в России учебник по этому предмету. За него Дмитрий Иванович получил Демидовскую премию Петербургской академии наук. Глава русской химической школы Николай Николаевич Зинин высоко оценил учебник, хотя и настаивал: «Поменьше фантазий, молодой человек! Работать надо». Но Менделеев и так работал.

В 1865 году он защитил докторскую диссертацию «Рассуждение о соединении спирта с водой». Позже возникла легенда, что именно Менделеев первым установил 40-градусный стандарт и чуть ли не изобрел русскую водку. На самом деле стандарт возник исторически, сам по себе, а диссертация Менделеева была посвящена другим, чисто научным вопросам. Правда, в 1895 году он вошел в комиссию по упорядочению производства крепких напитков, которая, в самом деле, занималась качеством водки. Так что к «сорокаградусной» Дмитрий Иванович отношение все же имел. Да и сам любил по праздникам пропустить рюмочку рябиновой настойки.

Став доктором химии, Менделеев вплотную занялся важнейшей научной проблемой – сведением химических элементов в единую систему. В этой области царил полный хаос. Один и тот же элемент обозначался десятком различных формул. Французский химик А. Шанкуртуа располагал элементы по спирали, а романтичный англичанин Дж. Ньюлендс расставлял их по тонам, подобно нотам. Столь же искусственными были и другие попытки классификации.

Менделеев подошел к делу иначе, взяв за основу единственное общее и в то же время различное для всех элементов свойство – атомный вес. Расписав все элементы по карточкам, он с утра запирался с ними в кабинете. Однажды ученый вышел из комнаты с небольшим листком бумаги и тут же отослал его в типографию. 17 февраля 1869 года Менделеев разослал ученым-химикам разных стран печатную страничку, скромно озаглавленную: «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». Эта дата (1 марта по новому стилю) считается днем рождения периодического закона.

Широко известна история о том, что таблица привиделась Менделееву во сне. Но, возможно, эту легенду он выдумал для надоедливых журналистов. Однажды Менделеев возмутился: «Я над ней, может, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово!»

В то время было известно всего 63 элемента, причем у многих атомный вес был определен весьма приблизительно. Однако Менделеев рискнул не только расположить их по порядку, но и оставить пустые места для трех пока неизвестных. Эти элементы он назвал «экаалюминием», «экабором» и «экасилицием», описав их атомный вес и предполагаемые свойства. Зная консерватизм своих коллег-ученых, Менделеев был почти уверен: его открытие примут не сразу. Так и случилось.

Только в 1875 году француз Лекок де Буабодран обнаружил новый элемент – галлий. По свойствам он в точности совпал с «экаалюминием» Менделеева. Потрясенный этим фактом Буабодран стал горячим сторонником периодической системы, к нему присоединились и другие ученые. В лабораториях Европы закипела работа по поиску новых элементов. В 1879 год шведский химик Л. Нильсон открыл скандий («экабор»), а в 1886-м немец К. Винклер – германий («экасилиций»). Результаты этих открытий Менделеев подытожил в своем знаменитом учебнике «Основы химии», где предсказал существование еще 12 элементов, а также способы, с помощью которых они впоследствии будут найдены. Будущее науки подтвердило правоту ученого.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Методические аспекты развития пространственного мышления как элемента образного
Рассмотрим, какие подходы предлагают для развития пространственного мышления в средней школе и выясним возможности их использования. А. Пардала выделяет такие основные типы упражнений, дидактическим назначением которых является формирование и развитие пространственных представлений учащихся: матема ...

Учебные лекции по астрономии, читаемые в планетарии
Учащиеся не всегда могут самостоятельно ознакомиться с различными небесными явлениями. Этому препятствует много причин: неблагоприятная погода, несовпадение времени явлений с днями наблюдений, неосуществимость наблюдений редких и медленно протекающих явлений, а также явлений, принципиально недоступ ...

Метод диалогического изложения
Метод диалогического изложения представляет собой диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятель ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru