Биография Д.И. Менделеева

Страница 2

И действительно, скоро Менделеев выздоровел. Окончив институт с золотой медалью в 1855 году, он сразу же взялся за диссертацию об изоморфизме – изменении свойств химических веществ. После блестящей защиты не успокоился и написал еще одну, по физике.

В 1859 году по рекомендации своего учителя - "дедушки русской химии" А.А.Воскресенского — Д.И.Менделеев едет в заграничную командировку в Германию, Францию и Италию. Два года жил и работал в Германии, в Гейдельберге. Там, устроив в своей квартире лабораторию, он совершил первое важное открытие – доказал существование температуры абсолютного кипения, при которой вода мгновенно превращается в пар.

В 1861 году Менделеев вернулся в Петербург. Нужно было искать средства к существованию. Он был вынужден много времени посвящать педагогической деятельности: преподавал в Санкт-Петербургском университете, в Институте корпуса инженеров путей сообщения, в Николаевской инженерной академии и училище, во 2-м Кадетском корпусе. В январе 1864 года Менделеева утвердили в должности профессора химии Технологического института.

Тоска по семейному теплу заставила его возобновить знакомство с падчерицей Ершова Феозвой, которая по воле случая оказалась в столице. В 1862 году состоялась свадьба. В 1863 г. родилась первая дочь Маша, но прожила всего несколько месяцев. В 1865 г. родился сын Володя, еще через три года – дочь Оля. Дмитрий Иванович крепко привязался к детям. Но научная жизнь, исследования и практическая деятельность почти не оставляли времени для семьи. Брак, заключенный по принципу «стерпится – слюбится», оказался неудачным.

От семейных неурядиц Менделеев, по своей привычке, спасался работой. Равнодушно относясь к органической химии, он, тем не менее, написал первый в России учебник по этому предмету. За него Дмитрий Иванович получил Демидовскую премию Петербургской академии наук. Глава русской химической школы Николай Николаевич Зинин высоко оценил учебник, хотя и настаивал: «Поменьше фантазий, молодой человек! Работать надо». Но Менделеев и так работал.

В 1865 году он защитил докторскую диссертацию «Рассуждение о соединении спирта с водой». Позже возникла легенда, что именно Менделеев первым установил 40-градусный стандарт и чуть ли не изобрел русскую водку. На самом деле стандарт возник исторически, сам по себе, а диссертация Менделеева была посвящена другим, чисто научным вопросам. Правда, в 1895 году он вошел в комиссию по упорядочению производства крепких напитков, которая, в самом деле, занималась качеством водки. Так что к «сорокаградусной» Дмитрий Иванович отношение все же имел. Да и сам любил по праздникам пропустить рюмочку рябиновой настойки.

Став доктором химии, Менделеев вплотную занялся важнейшей научной проблемой – сведением химических элементов в единую систему. В этой области царил полный хаос. Один и тот же элемент обозначался десятком различных формул. Французский химик А. Шанкуртуа располагал элементы по спирали, а романтичный англичанин Дж. Ньюлендс расставлял их по тонам, подобно нотам. Столь же искусственными были и другие попытки классификации.

Менделеев подошел к делу иначе, взяв за основу единственное общее и в то же время различное для всех элементов свойство – атомный вес. Расписав все элементы по карточкам, он с утра запирался с ними в кабинете. Однажды ученый вышел из комнаты с небольшим листком бумаги и тут же отослал его в типографию. 17 февраля 1869 года Менделеев разослал ученым-химикам разных стран печатную страничку, скромно озаглавленную: «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». Эта дата (1 марта по новому стилю) считается днем рождения периодического закона.

Широко известна история о том, что таблица привиделась Менделееву во сне. Но, возможно, эту легенду он выдумал для надоедливых журналистов. Однажды Менделеев возмутился: «Я над ней, может, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово!»

В то время было известно всего 63 элемента, причем у многих атомный вес был определен весьма приблизительно. Однако Менделеев рискнул не только расположить их по порядку, но и оставить пустые места для трех пока неизвестных. Эти элементы он назвал «экаалюминием», «экабором» и «экасилицием», описав их атомный вес и предполагаемые свойства. Зная консерватизм своих коллег-ученых, Менделеев был почти уверен: его открытие примут не сразу. Так и случилось.

Только в 1875 году француз Лекок де Буабодран обнаружил новый элемент – галлий. По свойствам он в точности совпал с «экаалюминием» Менделеева. Потрясенный этим фактом Буабодран стал горячим сторонником периодической системы, к нему присоединились и другие ученые. В лабораториях Европы закипела работа по поиску новых элементов. В 1879 год шведский химик Л. Нильсон открыл скандий («экабор»), а в 1886-м немец К. Винклер – германий («экасилиций»). Результаты этих открытий Менделеев подытожил в своем знаменитом учебнике «Основы химии», где предсказал существование еще 12 элементов, а также способы, с помощью которых они впоследствии будут найдены. Будущее науки подтвердило правоту ученого.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Эстетическое воспитание на уроках природоведения
«Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить о ней»,— так писал более ста лет тому назад Л. Н. Толстой. Вот только природа во времена Толстого окружала людей совсем другая, чем та, среди которой живем мы. Реки тогда спокойно несли в океан свою прозрачную, чистую воду, леса стояли дремучие, а ...

Подготовка учителя к организации развития творческого потенциала учащихся на уроках по культурологическим дисциплинам
Развитие творческого потенциала учащихся требует создания специальных условий познавательного учебного процесса. Успешное выполнение этих задач во многом зависит от понимания себя и самооценки учителя. Самопознание, самоуправление, забота о своем психическом здоровье – важнейшая задача любого педаг ...

Д.И. Менделеев о народном образовании
Он постоянно проводил мысль, что школа – это громадная сила, определяющая судьбы народов и государств, считал, что без расширения народного просвещения невозможно и само развитие России. В статьях и речах о состоянии и развитии образования в России Д. И. Менделеев высказывал следующие принципиальны ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru