Методы развития познавательного интереса

Страница 1

Основными методами развития познавательного интереса у детей с плоховыраженными познавательными потребностями являются формирования готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета; стимулирование занимательным содержанием.

Формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий или упражнений учителя, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. К примеру, вместо стандартной фразы: «Мы начинаем новую тему» - учитель раздает учащимся по листу бумаги и просит написать в течение 3 минут все известные им слова, относящиеся к данной теме. После выполнения этого задания они подсчитают, сколько слов им удалось написать, и выясняют, у кого больше, а у кого меньше. Теперь можно начинать новую тему. Учащиеся будут внимательно следить за речью учителя, думая о том, что они забыли написать, что можно было бы написать еще.

Выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета – это проведение в ходе урока игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий.

Пример 4: Фронтальный опрос в 8-ом классе по теме «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома» можно провести в виде «блиц-опроса», который реально выполняет те же задачи (актуализация знаний, активизация познавательной деятельности учащихся), но, и в то же время, более азартен и привлекателен для школьников. Класс нужно поделить на команды (1 ряд – 1 команда) и выбрать в каждой команде капитана. Каждой из команд учитель задает вопросы в течение 1 минуты (время засекает помощник учителя, выбранный из учеников). Если команда не знает ответа, то капитан говорит: «Дальше», тогда ответ дает учитель.

Примерные вопросы для одной из команд:

1) Эталон массы атомов и молекул. (а.е.м.)

2) Мельчайшая химически неделимая частица. (атом)

3) Определенный вид атомов с одинаковым зарядом ядра. (хим. элемент)

4) Разновидности атомов одного и того же элемента, имеющие разное число нейтронов. (изотопы)

5) То, что сейчас называют молекулами, М.В. Ломоносов называл . (корпускулы)

6) Изотоп водорода с двумя нейтронами. (тритий)

7) Чему равен заряд ядра? (порядковому номеру и числу протонов)

8) Число валентных электронов в атоме для элементов главных подгрупп равно . (номеру группы)

9) Орбиталь, имеющая гантелеобразную форму. (р-орбиталь)

10) Как заряжено ядро? (положительно)

11) Сколько d-орбиталей может быть на одном подуровне? (5)

12) Чему равно число электронов? (числу протонов)

Метод стимулирования занимательным содержанием. Большое значение в развитии познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного ученого материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий. Этот метод создает в классе атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса.

Одним из приемов, входящих в этот метод, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности – введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, при объяснении в 8-ом классе темы «Катализаторы» можно продемонстрировать опыт горения сахара при добавлении к нему табачного пепла. Вызванный к этому опыту интерес объясняется еще и тем, что его легко провести в домашних условиях.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Этапы проектирования уроков с применением информационных технологий
Разработка урока с использование ИКТ состоит из следующих этапов: Концептуальный. На данном этапе с позиций макроанализа определяются дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов: формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний; формирование умений; контроль усвоения ...

Методические основы формирования умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности в системе Эльконина – Давыдова
Проблема о состоянии самоконтроля и его формировании у учащихся начальной школы различными авторами оцениваются по разному. М.Г.Трейтяк, Г.И.Пукина, В.О. Пунский – считают, что представление о самоконтроле и умение его выполнять (главным образом зрительно) имеются уже у учащихся первых, вторых клас ...

Концептуальные основы проблемного обучения
Концепция проблемного обучения, как и любая другая педагогическая концепция, при ее формулировке неизбежно раскрывает субъективные особенности сознания, предпочтения педагога или исследователя. Именно поэтому в педагогической литературе даются различные определения этого понятия, в той или иной мер ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru