Педагогическая деятельность Менделеева

Новое о образовании » Педагогическая деятельность Менделеева

Выдающийся русский ученый – химик Дмитрий Иванович Менделеев был не только первооткрывателем периодического закона, создателем периодической системы химических элементов, но и, кроме того, талантливым педагогом и крупным деятелем в области народного просвещения.

Цель нашей работы: изучение характера и результатов педагогической деятельности русского ученого. Я попыталась раскрыть результаты деятельности и пути их достижения, пользуясь высказываниями самого ученого и его современников; выявить, в каких условиях происходило формирование личности Менделеева, как педагога.

Основные научные и технические идеи Д.И. Менделеева легли в основу современной химической науки, в решение задач индустриализации страны, химизации ее народного хозяйства. Он умело сочетал работы теоретического и практического плана, узкие задачи с комплексными, историко-химические с футурологическими, математические с экономическими и философскими, популяризаторские с педагогическими т.е. это был ученый-энциклопедист, осуществлявший системный подход к областям исследования.

Менделеев был прекрасным организатором научного труда и научной деятельности. Это проявилось и в создании уникальной личной библиотеки, и в организации коллективных исследований, и в создании научно- технических обществ.

Д.И. Менделеев – историческая личность, т.е. личность, олицетворявшая определенное направление в деятельности русской разночинной интеллигенции второй половины ХIХ века.

Н.Д. Зелинский писал: «Жизнь и творчество великого русского ученого Д.И. Менделеева всегда будет предметом пристального изучения исследователей. Наследие, завещанное нам этим гигантом научной мысли и научного дела, поистине неисчерпаемо».

«В дело преподавании химии Д. И. Менделеев внес большую лепту составлением учебных книг по отраслям химии, ровно как характер своего преподавания», - указывал известный русский химик Н. А. Меншуткин.

Ассистент Д. И. Менделеева академик В. Е. Тищенко вспоминал: «И по содержанию лекции Менделеева были оригинальны: они оживлялись частыми отступлениями в области других наук – физики, астрономии, биологии, геологии и пр. Менделеев поражал нас обширностью своих знаний, а вместе с тем учил, что для того мы и учимся, чтобы потом нести свет знания нашей родине, разрабатывать ее несметные природные богатства, поднимать ее благосостояние и независимость».

Академик В.И. Вернадский, слушавший лекции Д. И. Менделеева, подчеркивал: «На его лекциях мы как бы освобождались от тисков, входили в новый чудесный мир, и в переполненной 7-ой аудитории Дмитрий Иванович, подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и к его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и настроения, которые были далеки от него самого».

Педагогическое наследие Д.И. Менделеева составляет крупный вклад в русскую педагогику. Известны взгляды его, касающиеся народного образования в широком смысле, а также посвященные средней общеобразовательной школе и высшему специальному образованию.


Актуально о образовании:

Системы и структуры воспитательного процесса
Процесс воспитания — сложная динамическая система. Каждый компонент этой системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, содержащая свои компоненты. Согласно принципу иерархичности систем любая система представляет собой лишь один из компонентов более широкой системы. Например, каждый э ...

Д.И. Менделеев о высшей школе
Д. И. Менделеев со свойственной ему четкостью и глубиной раскрыл значение университетского и высшего специального образования. Мысли Дмитрия Ивановича о высшем образовании не утратили значения до наших дней, т. к. по его мнению, наука и образование должны служить народу, содействовать дальнейшему п ...

Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
педагог образовательный дошкольный самостоятельность Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дм ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru