Реализация педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

Новое о образовании » Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников » Реализация педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

Страница 4

Данные идеи легли в основу разработанной нами программы развивающего тренинга для одаренной молодежи, направленного на психологическую коррекцию и гармонизацию их личности, в том числе, организацию адекватного самопознания через методы психологической диагностики, развитие личностно-профессионального самоопределения.

Для эффективности прогностической диагностики необходимо знание факторов риска и благоприятных факторов развития для данного возрастного периода. Для юношеского возраста факторами риска могут быть имитация асоциальных форм образа жизни, неблагоприятные микросредовые условия, незрелость интересов и др. Благоприятными прогностическими факторами являются высокий уровень интеллектуального развития, личностная рефлексия, положительное отношение к себе, овладение необходимыми духовно-нравственными категориями и др.

Используя психодиагностическую информацию и сопоставляя ее с теоретическими данными о закономерностях возрастного развития, составляется программа личностного роста старшеклассника. Коррекция осуществляется через сообщение объективной достоверной информации, что позволяет человеку самому структурировать свои переживания.

Программа носит: профилактический характер, развивающий характер, психокоррекционный характер.

Задачами развивающего тренинга являются:

– развитие когнитивной сферы и познавательной мотивации;

– коррекция и развитие составляющих самосознания: самооценки и уровня притязаний;

– развитие психоэмоциональной сферы (эмоций, достижение душевного равновесия и др.);

– коррекция и развитие активного общения (достижение взаимопонимания, позитивного взаимодействия в группе);

– развитие стремления и способности к самопознанию, то есть умений ставить и решать задачи саморазвития, личностного роста на базе собственных потенциальных возможностей (зоны ближайшего развития по Л.С.Выготскому);

– развитие личностно-профессионального самоопределения;

– формирование умений организовывать собственную деятельность (навыки сосредоточения, запоминания, самоконтроля), способствующего успешности любой деятельности (учебной, профессиональной, коммуникативной).

Программа разработана с учетом результатов диагностического исследования личности одаренных старшеклассников.

Содержание программы апробировано в процессе формирующего эксперимента с ними. В итоге формирующего эксперимента получены следующие результаты по предупреждению негативных трансформаций и гармонизации личностного развития одаренной молодежи:

1) снизилось количество одаренных старшеклассников с нереалистично высокой самооценкой почти в два раза;

2) увеличилось количество старшеклассников с высокой адекватной самооценкой на 6,7 % (таблица 9).

Таблица 9. Показатели распределения одаренных старшеклассников по уровням самооценки (по методике С.А. Будасси, в %) по результатам констатирующего и формирующего экспериментов

Уровень самооценки

Результат констатирующего эксперимента

Результат формирующего эксперимента

Нереалистично низкая (-0,2-0)

-

-

Низкая (0-0,2)

-

-

Ниже среднего (0,25-0,3)

2,7

2,6

Средняя (0,31-0,6)

9,5

11,6

Выше средней (0,61-0,65)

30,7

32,2

Высокая (0,66-0,8)

34,1

40,8

Нереалистично высокая (более 0,81)

22,9

12,8

Установление результативности формирующего эксперимента на развитие самооценки испытуемых и определение, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, с помощью t-критерия Стъюдента, позволяет сделать вывод о том, что сравниваемые средние значения из двух выборок действительно статистически достоверно различаются. Это доказывает эффективность проведенной работы по педагогической поддержке личностного саморазвития одаренных старшеклассников. Показатели самооценки одаренных старшеклассников изменились в сторону ее большей адекватности и реалистичности. Группа с адекватной самооценкой увеличилось на 5,8% (таблица 10).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Актуально о образовании:

Профилактика и коррекция детской агрессивности
Тема детской агрессивности не нова, ее разработкой занимались как зарубежные, так и отечественные педагоги, психологи, социологи и социальные педагоги. Анализируя опыт зарубежных социально-педагогических и психологических служб, которые занимались помощью детям, имеющим склонность к проявлению агре ...

Виды и формы детской агрессивности
Классификация видов детской агрессивности, предложенная Голованова Н.Ф, включает в себя следующие компоненты: Разделение по направленности на объект, к числу которых автор относит: • гетероагрессия - характеризуется активной направленностью на окружающих; • аутоагрессия - характеризуется направленн ...

Социокультурные факторы, влияющие на становление интеллекта
Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип, где образовательное учреждение занимает свое место. Социокультурная среда, таким образом, понимается как мно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru