Реализация педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

Новое о образовании » Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников » Реализация педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

Страница 4

Данные идеи легли в основу разработанной нами программы развивающего тренинга для одаренной молодежи, направленного на психологическую коррекцию и гармонизацию их личности, в том числе, организацию адекватного самопознания через методы психологической диагностики, развитие личностно-профессионального самоопределения.

Для эффективности прогностической диагностики необходимо знание факторов риска и благоприятных факторов развития для данного возрастного периода. Для юношеского возраста факторами риска могут быть имитация асоциальных форм образа жизни, неблагоприятные микросредовые условия, незрелость интересов и др. Благоприятными прогностическими факторами являются высокий уровень интеллектуального развития, личностная рефлексия, положительное отношение к себе, овладение необходимыми духовно-нравственными категориями и др.

Используя психодиагностическую информацию и сопоставляя ее с теоретическими данными о закономерностях возрастного развития, составляется программа личностного роста старшеклассника. Коррекция осуществляется через сообщение объективной достоверной информации, что позволяет человеку самому структурировать свои переживания.

Программа носит: профилактический характер, развивающий характер, психокоррекционный характер.

Задачами развивающего тренинга являются:

– развитие когнитивной сферы и познавательной мотивации;

– коррекция и развитие составляющих самосознания: самооценки и уровня притязаний;

– развитие психоэмоциональной сферы (эмоций, достижение душевного равновесия и др.);

– коррекция и развитие активного общения (достижение взаимопонимания, позитивного взаимодействия в группе);

– развитие стремления и способности к самопознанию, то есть умений ставить и решать задачи саморазвития, личностного роста на базе собственных потенциальных возможностей (зоны ближайшего развития по Л.С.Выготскому);

– развитие личностно-профессионального самоопределения;

– формирование умений организовывать собственную деятельность (навыки сосредоточения, запоминания, самоконтроля), способствующего успешности любой деятельности (учебной, профессиональной, коммуникативной).

Программа разработана с учетом результатов диагностического исследования личности одаренных старшеклассников.

Содержание программы апробировано в процессе формирующего эксперимента с ними. В итоге формирующего эксперимента получены следующие результаты по предупреждению негативных трансформаций и гармонизации личностного развития одаренной молодежи:

1) снизилось количество одаренных старшеклассников с нереалистично высокой самооценкой почти в два раза;

2) увеличилось количество старшеклассников с высокой адекватной самооценкой на 6,7 % (таблица 9).

Таблица 9. Показатели распределения одаренных старшеклассников по уровням самооценки (по методике С.А. Будасси, в %) по результатам констатирующего и формирующего экспериментов

Уровень самооценки

Результат констатирующего эксперимента

Результат формирующего эксперимента

Нереалистично низкая (-0,2-0)

-

-

Низкая (0-0,2)

-

-

Ниже среднего (0,25-0,3)

2,7

2,6

Средняя (0,31-0,6)

9,5

11,6

Выше средней (0,61-0,65)

30,7

32,2

Высокая (0,66-0,8)

34,1

40,8

Нереалистично высокая (более 0,81)

22,9

12,8

Установление результативности формирующего эксперимента на развитие самооценки испытуемых и определение, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, с помощью t-критерия Стъюдента, позволяет сделать вывод о том, что сравниваемые средние значения из двух выборок действительно статистически достоверно различаются. Это доказывает эффективность проведенной работы по педагогической поддержке личностного саморазвития одаренных старшеклассников. Показатели самооценки одаренных старшеклассников изменились в сторону ее большей адекватности и реалистичности. Группа с адекватной самооценкой увеличилось на 5,8% (таблица 10).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Актуально о образовании:

Болонский процесс и его краткая история
Одной из предпосылок вхождения Украины в единое европейское и мировое образовательное пространство является введение в систему высшего образования Украины основных идей, сформулированных Болонской декларацией. Болонская декларация ввела понятие так называемого Болонского процесса. Именно Болонский ...

Дидактические карточки по теме «вещество»
вещество химический элемент 1. Химические явления – это . . . 2. Вещество – это . . . 3. Выпишите только химические явления из приведенного ниже списка: испарение воды, окисление меди, нагревание воды, горение топлива, плавление железа, гниение дров, ржавление железа. . . . Знаки химических элемент ...

Педагогическая помощь в организации физического воспитании ребенка-инвалида
Организация педагогической помощи родителя ребенка-инвалида достигается в следующих формах работы с родителями: телефон доверия; психологические тренинги; индивидуальные и семейные консультации; семейная психотерапия; семейные встречи; практикумы; лекционная работа. Психолого-педагогическая помощь ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru