Путешествие в мир веществ

Страница 1

Вступительное слово

Учитель. Вы пришли в необычный кабинет (подчеркнуть необычность кабинета, показать таблицы, химическую посуду, склянки с химическими реактивами и т.п.). В этом кабинете происходят таинственные вещи. Прежде чем показать вам интересные опыты, мы выясним, чем же занимаются в этом кабинете. Сначала ответьте на вопросы.

Как назвать одним словом все то, что нас окружает? Город? Страна? Земля? Вселенная? (Природа.)

Из чего состоит окружающая нас природа? (Парты, окошки, деревья – это тела.)

Из чего состоят тела? (Демонстрация предметов из стекла и дерева.) (Тела состоят из материала, вещества.)

Учитель пишет на доске: Природа – Тела – Вещества.

Учитель. Химия – наука о веществах. В этом кабинете изучают вещества. Веществ очень много, и все они разные. Одни твердые, другие жидкие, третьи газообразные. Одни вредные, другие полезные, третьи – опасные… (демонстрация рисунков). Словом, с веществами необходимо работать, соблюдая меры предосторожности. Существует очень много правил, называются они «Правила техники безопасности». Эти правила являются результатом многовекового общения человека с веществом. Неправильное обращение с веществами приводит к страшным последствиям.

Практическая часть

(Демонстрация и объяснение опытов)

1. «Дым без огня»

О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы. Два стеклянных цилиндра (или стакана) с крышками, 25%-й водный раствор аммиака, концентрированная соляная кислота.

П р о в е д е н и е о п ы т а. В один чисто вымытый цилиндр налейте несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой – раствор аммиака. Оба цилиндра закройте крышками и поставьте друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом следует показать, что цилиндры «пустые». Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой (на стенках) переверните вверх дном и поставьте на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку уберите. Внутри цилиндра образуется белый дым – признак химической реакции.

2. «Химическое молоко»

О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы. Два химических стакана, растворы хлорида бария и серной кислоты.

П р о в е д е н и е о п ы т а. Слить растворы хлорида бария и серной кислоты. Частицы образовавшегося белого осадка, не успев осесть, создают эффект молока.

3. «Химическая хирургия»

О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы. Деревянная линейка, ватка, растворы хлорида железа(III) и роданида калия.

П р о в е д е н и е о п ы т а. Пригласить самого смелого. Смочить вату хлоридом железа(III) и протереть руку. Деревянную линейку смочить роданидом калия. При соприкосновении этих веществ образуется раствор кровавого цвета. Смыть раствор и показать ребятам отсутствие следов пореза.

4. «Цвет по волшебству»

О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы. Химический стакан, растворы щелочи, фенолфталеина, серной кислоты, лакмуса.

П р о в е д е н и е о п ы т а. В раствор щелочи добавьте фенолфталеин, покажите малиновую окраску. Прилейте серную кислоту, покажите, что раствор в стакане снова стал бесцветным. Добавьте фиолетовый лакмус и получите снова красную окраску.

5. «Черный удав из стакана»

О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы. Сахарная пудра, вода, концентрированная серная кислота (= 1,84 г/см3), два химических стакана на 100–150 мл, мензурка, стеклянная палочка, весы, разновесы.

П р о в е д е н и е о п ы т а. Взвесьте на весах 30 г сахарной пудры и перенесите ее в химический стакан. Отмерьте мензуркой 12 мл концентрированной серной кислоты. Осторожно смешайте в стакане стеклянной палочкой сахар и кислоту в кашеобразную массу (стеклянную палочку тотчас выньте и поместите в стакан с водой). Через некоторое время смесь чернеет и разогревается, и вскоре из стакана начинает выползать пористая угольная масса*.

(Обугливание сахара и других углеводов серной кислотой объясняется окислительными свойствами концентрированной серной кислоты. Восстановителем является углевод, процесс экзотермический. Выделяющиеся газы и пары воды вспучивают угольную массу, которая поднимается в стакане.)

6. «Вулкан на столе»

О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы. Коническая колба, фарфоровый тигель или чашка, лучинка, спички, дихромат аммония, спирт.

П р о в е д е н и е о п ы т а. В горло конической колбы вставьте тигелек или фарфоровую чашку. (Колбу можно покрыть пластилином, придав ей форму горы, или изготовить макет сопки.) Под колбу или макет положите большой лист бумаги для сбора оксида хрома(III). В тигелек насыпьте дихромат аммония, в центре холмика смочите его спиртом. Зажигается «вулкан» горящей лучинкой. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома(III). Если погасить свет, то создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскаленные массы.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Ключевые элементы и задачи зачётных единиц совместимых с ECTS
С точки зрения функциональных аспектов система зачетных единиц является основой: индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, предоставляющей студентам возможность составления индивидуальных учебных планов, свободного определения последовательности освоения дисциплин, самостоятельно ...

Решение задач методом с "конца". Решение задач на все действия с дробными числами
Вступительное слово учителя. Простейшим примером задачи, решаемой с "конца" может служить игра в лабиринты, нарисованные на бумаге, которые нужно проходить с помощью карандаша. Многие из этих лабиринтов содержат несколько возможных путей, и среди них только один верный путь, который приве ...

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательской компетенции старшеклассников в процессе обучения английскому языку
Нами была разработана и апробирована авторская методика по развитию исследовательских умений, навыков и способов деятельности. На сегодняшнем этапе развития школьного образования большинство школ города имеют недостаточный уровень сформированности исследовательских умений, так как обучение ведется, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru