Реализация педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

Новое о образовании » Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников » Реализация педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

Страница 1

Анализ научной литературы позволил определить педагогическую поддержку личностного саморазвития одаренного старшеклассника как целенаправленную педагогическую деятельность педагога, направленную на конструктивное решение проблем в саморазвитии одаренных старшеклассников.

Результаты теоретической анализа легли в основу разработки опытно-экспериментальной работы, проводимой на базе МОУ СОШ №31 города Ишима.

Нами была разработана и реализована программа педагогической поддержки личностного саморазвития одаренного старшеклассника.

Целью программы является конструктивное решение проблем в личностном саморазвитии одаренного старшеклассника.

Основными принципами педагогической поддержки являются:

- принцип ориентации на проблемы в саморазвитии у одаренных старшеклассников;

- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату; согласие ребенка на помощь;

- ориентация на способности ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество, содействие;

- опора на наличные силы и потенциальные возможности одаренного старшеклассника;

- безопасность, защита здоровья, прав человеческого достоинства.

Основными содержательными направлениями программы являются:

1) помощь одаренному старшекласснику в организации системы саморазвития;

2) обучение составлению программы (плана) работы над собой (развитие интеллекта, характера, укрепление здоровья и т. д.);

3) определение способов работы над собой (самоубеждение, самовнушение, самоуправление).

Реализация программы осуществляется в несколько этапов: диагностический; поисковый; проектировочный; деятельностный; рефлексивный.

Реализация программы педагогической поддержки личностного саморазвития одаренного старшеклассника была начата с выявления типичных проблем в саморазвитии одаренных старшеклассников. В ходе диагностики, которая осуществлялась с помощью различных психолого-педагогических методик, был выявлен ряд проблем, которые мы условно разделили на: личностные проблемы и противоречия; коммуникативные проблемы (межличностные проблемы); проблемы социально-психологической адаптации и проблемы, связанные с профессиональным самоопределением.

Причинами этих проблем являлись: неадекватная самооценка, несформированный Я-образ, отсутствие мотивации, неэффективное использование свободного времени, низкий уровень самоуважения, контактности, низкий когнитивный уровень, отсутствие педагогической поддержки личностного саморазвития со стороны взрослых и т. д.

Программа педагогической поддержки реализовывалась через внедрение в образовательный процесс элективного курса «Основы саморазвития личности», организацию тренинговых занятий и осуществление индивидуальной педагогической поддержки.

Целью элективного курса стало оказание помощи и поддержки старшеклассникам в управлении своим обликом, поведением, физическим и психическим состояниями. В соответствии с этой целью мы выделили следующие задачи: 1) ознакомить старшеклассников с основными понятиями психологии личности, процессами развития, саморазвития; 2) сформировать мотивы саморазвития; 3) помочь старшеклассникам осознать свои проблемы и определить стратегию своего развития; 4) показать возможности личности в управлении своим состоянием, мыслями, поступками; 5) сформировать у учащихся навыки критического самоанализа и саморефлексии своих успехов и достижений; 6) сформировать психологическую установку на саморазвитие.

Элективный курс обеспечивал базовую психолого-педагогическую подготовку одаренных старшеклассников, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогал им найти, осознать и принять цели, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Благодаря этому курсу реализовывалось положение о ведущей роли обладания теоретическими знаниями в развитии личности; он служил теоретической психолого-педагогической основой для преподавания всех учебных предметов и для организации внеурочной деятельности.

Содержание элективного курса состояло из трех логических блоков.

Первый блок – теоретический. В нем рассматривались научные подходы к пониманию личности, ее развития и движущих сил саморазвития. Теоретический блок подразумевал знакомство старшеклассников с основными концепциями личностного саморазвития.

Вторым логическим блоком элективного курса выступал диагностический блок. В содержательном плане он представлял собой специально организованный процесс самопознания, направленный на выявление и осознание старшеклассниками отдельных сторон своей личности, своих стилевых характеристик.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Роль педагога в проблемном обучении
Специфика целей и методов проблемного обучения существенно изменяет роль преподавателя в педагогическом процессе и обуславливает появление новых требований к педагогу. Можно выделить следующие основные задачи, которые ставит перед преподавателем проблемное обучение: Информативное обеспечение; Напра ...

Обследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе работы с детьми дошкольного возраста. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении дошкольников. Экспериментальное исследование проводилось в подготовительной группе детского сада № ...

Роль педагога - дефектолога
Работа педагога – дефектолога и логопеда занимает исключительно важное место в лечебно - коррекционной работе по реабилитации и реабилитации детей с поражениями нервной системы. Тот и другой специалисты развивают интеллект, речь и другие психические процессы ребенка. Эта работа сочетается с другими ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru