Реализация педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

Новое о образовании » Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников » Реализация педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

Страница 3

3) умение слушать, что означает умение воспринимать другого человека полностью, во всех его вербальных и невербальных проявлениях, улавливать подтекст, смысл его высказываний, а также воспринимать свои реакции, возникающие в ответ на то, что говорит человек (упражнения, включенные в эту группу, позволяли одаренным старшеклассникам осознать, что в их поведении поможет партнеру открыто или детально говорить о своих проблемах и состоянии, что может ухудшать его состояние, побуждать к скрытости и даже прекращению беседы).

Полученный нами материал в ходе проведения упражнений способствовал тренировке у старшеклассников навыков и умений слушать. Для проведения упражнений мы использовали некоторые приемы (безмолвное слушание, уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника).

На третьем этапе мы создавали условия для возникновения обратной связи более целостного характера, особенно в тех случаях, когда это соответствовало потребностям одаренных старшеклассников. Кроме того, позитивная обратная связь в ходе упражнения являлась эффективным средством стабилизации и даже в некоторых случаях – повышения самооценки учащихся, актуализации их личностных ресурсов, а также создания позитивного эмоционального фона в группе.

Индивидуальная педагогическая поддержка осуществлялась в форме совместного поиска решения проблем в саморазвитии одаренных старшеклассников. Как показало исследование, продуктивность индивидуальной поддержки очень высока, поскольку она обеспечивает реализацию диалогического подхода во взаимодействии преподавателей и учащихся. Индивидуальная педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников проводилась на основе их индивидуальных запросов и корректировалась на всех этапах ее реализации.

Таким образом, программа педагогической поддержки личностного саморазвития одаренного старшеклассника представляет собой совокупность средств и методов педагогического взаимодействия педагога и ребенка, направленного на конструктивное решение проблем в личностном саморазвитии одаренного старшеклассника и включает в себя следующие содержательные направления:

1) помощь одаренному старшекласснику в организации системы саморазвития;

2) обучение составлению программы (плана) работы над собой (развитие интеллекта, характера, укрепление здоровья и т. д.);

3) определение способов работы над собой (самоубеждение, самовнушение, самоуправление).

Программа педагогической поддержки личностного саморазвития одаренного старшеклассника реализуется поэтапно и включает в себя диагностический, поисковый, проектировочный, деятельностный и рефлексивный этапы.

Нами была составлена модель развития личности одаренных старшеклассников. Сущностной характеристикой нашей модели является социокультурное воздействие, направленное на развитие целостной личности одаренных старшеклассников, как в интеллектуальном, так и эмоционально-личностном плане, гармонизации интеллектуальной, аффективной и мотивационной сфер личности, а также создание условий их саморазвития и реализации творческого потенциала.

Разработанная на основе личностного подхода, теоретическая модель развития одаренной молодежи, включает такие взаимосвязанные блоки как: а) методологический, б) диагностический, в) психокоррекции личности и поведения, г) творческого развития и гармонизации личности, д) образовательный. Конечной целью модели является личность, которая может реализовать свою творческую активность, руководствуется внутренними мотивами поведения и ориентируется на собственный личностный рост, личностное саморазвитие, нравственно-духовное становление.

Принципами построения нашей теоретической модели являются:

– рассмотрение личности одаренных старшеклассников, как целостного системного образования, формирующегося на основе творческого усвоения общественных форм сознания и поведения;

– определение в качестве основной цели образования – развитие целостной личности, предполагающее согласованное функционирование двух систем, «единство аффекта и интеллекта», а не только определенных способностей;

– учет общих возрастных закономерностей психического развития (цикличность, неравномерность развития, ведущий вид деятельности (в частности, в юношеском возрасте это учебно-профессиональная деятельность), возрастные новообразования);

– учет качественных характеристик, отражающих одаренность, как формирующийся в онтогенезе феномен личности;

– социокультурный характер образования (включение обучающихся в систему социальных человеческих взаимоотношений).

В рамках нашей модели на качественно новом уровне решаются задачи развития личности одаренных детей. Реализация личностного подхода позволит обеспечить гармоничное развитие личности одаренных школьников со специальными способностями и академической одаренностью, а также развитие творческой одаренности (креативности) всех обучающихся, превращая их в субъектов образовательной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Актуально о образовании:

Сравнение эффективности проведения уроков по модульной технологии в 8 "В" классе СОШ №12 с успеваемостью класса по четвертям в 2010–2011 учебном году
Для того чтобы выявить эффективность уроков, проводимых по модульной технологии, надо сравнить процент качества знаний при использовании модульной технологии с процентом качества знаний класса по четвертям. Ранее уроки проводились в классической форме, ученики мало времени работали самостоятельно: ...

Методические приемы, направленные на формирование у детей представлений о величине предметов
С понятием величины ребенок сталкивается уже в первые дни своей жизни. Как только он начинает видеть, слышать, понимать, он осознает, что мир, в который он пришел очень огромный. По мере его роста многие предметы, которые ему казались большими, становятся все меньше. Второй год жизни характеризуетс ...

Закономерности развития речи детей дошкольного возраста
педагог дошкольный монологический речь обучение Закономерности развития речи детей дошкольного возраста рассмотрены в трудах таких педагогов, психологов как А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и др. А.Н. Гвоздев в своем уникальном исследовании «Вопросы изучения де ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru