Объект, программа и методика исследований

Страница 1

Объектом исследования данной дипломной работы является модульная технология преподавания химии в средней общеобразовательной школе.

Программа исследований включала в себя следующие задачи:

1)теоретическое изучение модульной технологии преподавания по литературным источникам и ознакомление с правилами составления планов-конспектов модульных уроков (2010 г.);

2)составление планов-конспектов уроков по химии на основе модульной технологии (2010-2011гг.);

3)проведение педагогического эксперимента с использованием составленных планов-конспектов уроков химии по модульной технологии (2011-2012 г.);

4)обработка полученных данных и оформление дипломной работы.

Методика исследований. Были разработаны уроки по химии для восьмых и девятых классов на основе модульной технологии. Они были применены на практике для выявления эффективности усвоения материала по данной технологии. Были разработаны и применены модульные уроки по следующим темам: "Коррозия металлов", "Соединения металлов. Оксиды и гидроксиды металлов", "Соли металлов", "Качественное обнаружение металлов", "Нахождение металлов в природе", "Практическое решение задач по теме металлы", "Кислород и сера", "Аммиак", "Оксиды азота, азотная кислота", "Соединения фосфора", "Углерод и кремний", "Алканы. Метан", "Алкены. Этилен", "Алкины. Ацетилен", "Одноатомные спирты". Модуль "Кислород и сера" рассчитан на четыре урока – "Подгруппа кислорода. Строение атома, нахождение в природе кислород и сера", "Химические свойства кислорода и серы", "Оксиды серы. Серная кислота", "Химические свойства и применение серной кислоты". Модуль "Углерод и кремний" рассчитан на три урока – "Строение атома, физические и химические свойства углерода и кремния", "Оксиды углерода и кремния", "Угольная и кремниевая кислота". Модуль "Одноатомные спирты рассчитан на два урока – "Строение, изомерии и физические свойства одноатомных спиртов", "Химический свойства и получение этанола". Таким образом, всего было разработано и проведено двадцать один урок согласно данной технологии. В ходе педагогического эксперимента были получены оценки за уроки, которые собраны в таблицы с приведением имени, инициала фамилии ученика и полученной им оценки за урок. Эти данные в дальнейшем и подвергались математической обработке, с целью выявления эффективности модульной технологии обучения химии. Среди основных параметров эффективности урока средний балл, процент качества, степень обученности учащихся. В качестве примера приведен план-конспект модульного урока по химии на тему "Аммиак" (таблица 2). Модули остальных двадцати разработанных уроков приведены в приложении А.

Таблица 2 – Модуль урока по теме "Аммиак"

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Балл получен

Указания к выполнению работы

УЭ-0

Цель: Формирование знаний о составе, строении и свойствах аммиака (горение в кислороде, взаимодействие с водородом и кислотами), применение; умение составлять уравнения химических реакций .

На доске: дата и тема урока

Тема: "Аммиак"

Д/з: §12, упр. 2, 4, 9.

Записать тему урока в тетрадь, в дневник домашнее задание.

УЭ-1

Цель: Определение исходных знаний учащихся.

Задание: Химическая разминка.

а) назовите возможные степени окисления азота;

б) в каких случаях азот будет проявлять окислительные свойства, и в каких – восстановительные?

в) перечислите физические свойства азота.

г) в чем причина химической инертности азота?

д) при каких условиях азот вступает в реакции с другими веществами?

е) в каком виде азот встречается в природе?

з) какова роль азота в жизни природы?

Работа с учителем, работает весь класс, отвечаем на вопросы, дополняем.

УЭ-2

Цель: Изучение нового материала. Строение молекулы и физические свойства аммиака.

Задание:

Прочитать материал учебника с.56-57, §12.

Запишите электронную и графическую формулу аммиака в тетрадь.

Работа с учебником.

Дать понятие аммиак, нашатырный спирт, аммиачная вода, записать в тетрадь.

Дать понятия определениям. За определение - 1 балл, всего 3 балла.

УЭ-3

Цель: Изучение химических свойств аммиака. Применения аммиака.

Задание:

Смотрим демонстрационный опыт по взаимодействию аммиака с хлородовородом.

Записать уравнение химической реакции увиденного опыта в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Смотрим демонстрационный опыт по взаимодействию аммиака и водой. (малиновый "фонтан").

Записать схему реакции аммиака с водой.

Прослушать рассказ учителя о применении аммиака. Записать наиболее запомнившиеся факты.

Просмотр демонстрационного опыта.

Составление уравнения реакции - 1балл.

Просмотр демонстрационного опыта.

Составить схему реакции – 1 балл.

УЭ-4

Цель: Закрепление изученного материала.

Задание

1. Осуществить превращения по схеме:

а) Азот→ Аммиак → Оксид азота (II)

б) Нитрат аммония → Аммиак → Азот

в) Аммиак → Хлорид аммония → Аммиак → Сульфат аммония

Для ОВР составить е-баланс, для

Работать самостоятельно, письменно в тетради, за правильное уравнение – 1 балл. Всего 10 баллов.

РИО полные, ионные уравнения [30].

2. Напишите три уравнения химических реакций, в результате которых образуется аммиак.

УЭ-5

Подведение итогов урока

А) Доволен ли ты сегодня собой на уроке?

а) б) в)

Б) Оцените свою работу на уроке

Поставь себе оценку за урок.

Для этого посчитайте набранные баллы и рассчитайте свою оценку по следующей формуле:

Оценка = (X*10)/15

где X – количество набранных баллов. Спасибо за урок!

На полях тетради поставить ответ вопроса А. Высчитать свою оценку за урок. Сдать тетради учителю.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Понятие и структура детской инвалидности
Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии, органические поражения центральной нервной системы и т. д.) неуклонно возрастает, и к этому есть ряд причин. Нарушения различны по этиологии, пат ...

Проблемное обучение
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советском и зарубежном саду. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которо ...

Значение метода проектов в процессе ознакомления с этнокультурой
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а та ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru