Объектом исследования данной дипломной работы является модульная технология преподавания химии в средней общеобразовательной школе.
Программа исследований включала в себя следующие задачи:
1)теоретическое изучение модульной технологии преподавания по литературным источникам и ознакомление с правилами составления планов-конспектов модульных уроков (2010 г.);
2)составление планов-конспектов уроков по химии на основе модульной технологии (2010-2011гг.);
3)проведение педагогического эксперимента с использованием составленных планов-конспектов уроков химии по модульной технологии (2011-2012 г.);
4)обработка полученных данных и оформление дипломной работы.
Методика исследований. Были разработаны уроки по химии для восьмых и девятых классов на основе модульной технологии. Они были применены на практике для выявления эффективности усвоения материала по данной технологии. Были разработаны и применены модульные уроки по следующим темам: "Коррозия металлов", "Соединения металлов. Оксиды и гидроксиды металлов", "Соли металлов", "Качественное обнаружение металлов", "Нахождение металлов в природе", "Практическое решение задач по теме металлы", "Кислород и сера", "Аммиак", "Оксиды азота, азотная кислота", "Соединения фосфора", "Углерод и кремний", "Алканы. Метан", "Алкены. Этилен", "Алкины. Ацетилен", "Одноатомные спирты". Модуль "Кислород и сера" рассчитан на четыре урока – "Подгруппа кислорода. Строение атома, нахождение в природе кислород и сера", "Химические свойства кислорода и серы", "Оксиды серы. Серная кислота", "Химические свойства и применение серной кислоты". Модуль "Углерод и кремний" рассчитан на три урока – "Строение атома, физические и химические свойства углерода и кремния", "Оксиды углерода и кремния", "Угольная и кремниевая кислота". Модуль "Одноатомные спирты рассчитан на два урока – "Строение, изомерии и физические свойства одноатомных спиртов", "Химический свойства и получение этанола". Таким образом, всего было разработано и проведено двадцать один урок согласно данной технологии. В ходе педагогического эксперимента были получены оценки за уроки, которые собраны в таблицы с приведением имени, инициала фамилии ученика и полученной им оценки за урок. Эти данные в дальнейшем и подвергались математической обработке, с целью выявления эффективности модульной технологии обучения химии. Среди основных параметров эффективности урока средний балл, процент качества, степень обученности учащихся. В качестве примера приведен план-конспект модульного урока по химии на тему "Аммиак" (таблица 2). Модули остальных двадцати разработанных уроков приведены в приложении А.
Таблица 2 – Модуль урока по теме "Аммиак"
УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Балл получен |
Указания к выполнению работы |
УЭ-0 |
Цель: Формирование знаний о составе, строении и свойствах аммиака (горение в кислороде, взаимодействие с водородом и кислотами), применение; умение составлять уравнения химических реакций . |
На доске: дата и тема урока Тема: "Аммиак" Д/з: §12, упр. 2, 4, 9. Записать тему урока в тетрадь, в дневник домашнее задание. | |
УЭ-1 |
Цель: Определение исходных знаний учащихся. Задание: Химическая разминка. а) назовите возможные степени окисления азота; б) в каких случаях азот будет проявлять окислительные свойства, и в каких – восстановительные? в) перечислите физические свойства азота. г) в чем причина химической инертности азота? д) при каких условиях азот вступает в реакции с другими веществами? е) в каком виде азот встречается в природе? з) какова роль азота в жизни природы? |
Работа с учителем, работает весь класс, отвечаем на вопросы, дополняем. | |
УЭ-2 |
Цель: Изучение нового материала. Строение молекулы и физические свойства аммиака. Задание: Прочитать материал учебника с.56-57, §12. Запишите электронную и графическую формулу аммиака в тетрадь. |
Работа с учебником. | |
Дать понятие аммиак, нашатырный спирт, аммиачная вода, записать в тетрадь. |
Дать понятия определениям. За определение - 1 балл, всего 3 балла. | ||
УЭ-3 |
Цель: Изучение химических свойств аммиака. Применения аммиака. Задание: Смотрим демонстрационный опыт по взаимодействию аммиака с хлородовородом. Записать уравнение химической реакции увиденного опыта в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде. Смотрим демонстрационный опыт по взаимодействию аммиака и водой. (малиновый "фонтан"). Записать схему реакции аммиака с водой. Прослушать рассказ учителя о применении аммиака. Записать наиболее запомнившиеся факты. |
Просмотр демонстрационного опыта. Составление уравнения реакции - 1балл. Просмотр демонстрационного опыта. Составить схему реакции – 1 балл. | |
УЭ-4 |
Цель: Закрепление изученного материала. Задание 1. Осуществить превращения по схеме: а) Азот→ Аммиак → Оксид азота (II) б) Нитрат аммония → Аммиак → Азот в) Аммиак → Хлорид аммония → Аммиак → Сульфат аммония Для ОВР составить е-баланс, для |
Работать самостоятельно, письменно в тетради, за правильное уравнение – 1 балл. Всего 10 баллов. | |
РИО полные, ионные уравнения [30]. 2. Напишите три уравнения химических реакций, в результате которых образуется аммиак. | |||
УЭ-5 |
Подведение итогов урока А) Доволен ли ты сегодня собой на уроке? а) б) в) Б) Оцените свою работу на уроке Поставь себе оценку за урок. Для этого посчитайте набранные баллы и рассчитайте свою оценку по следующей формуле: Оценка = (X*10)/15 где X – количество набранных баллов. Спасибо за урок! |
На полях тетради поставить ответ вопроса А. Высчитать свою оценку за урок. Сдать тетради учителю. |
Актуально о образовании:
Особенности лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией
В предыдущих главах нашего исследования мы рассмотрели онтогенез лексической системы при нормальном речевом развитии ребенка. Однако под влиянием различные неблагоприятных воздействий, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а так же в первые годы жизни ребенка могут приводить ...
Упражнения, предваряющие работу над
текстом
Одним из таких упражнений является беседа учителя на тему, прямо или косвенно связанную с материалом текста. Используется серия вопросов (несложных), доступных пониманию учащихся, при этом, как всегда, учитывается разный уровень их подготовки. После такой предварительной работы учащимся предлагаетс ...
Возрастные нормативы эмоционального коммуникативно познавательного развития
Внешние проявления потребностно-мотивационных и операционно технических новообразований образуют в совокупности определенные возрастные симптомо комплексы, выявляя которые диагност-дефектолог и судит о своевременном или задержанном (шире — аномальном) развитии обследуемого. Однако останавливаться в ...