Диагностика уровней личностного развития одаренных старшеклассников

Новое о образовании » Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников » Диагностика уровней личностного развития одаренных старшеклассников

Страница 4

Доминирующим типом реагирования в конфликтных ситуациях для одаренных старшеклассников является соперничество – 37,5 % среди 9-классников и 32,1% среди 11-классников. Они характеризуются как излишне агрессивные, способные жертвовать интересами окружающих для достижения личного успеха.

На втором месте в обеих возрастных группах стоит реакция приспособления – 28 % и 26,8% соответственно. На третьем месте – реакции сотрудничества и компромисса (таблица 7). Это объясняется, во-первых, индивидуальным стилем поведения и личностными особенностями одаренных. Во-вторых, полученные данные отражают реальную жизненную ситуацию одаренных учащихся, когда им необходимо проявлять упорство и соперничество в период предметных олимпиад разного уровня, тестовых испытаний. Большинство испытуемых ответили, что обычной для них формой поведения является настойчивое стремление добиться своего.

Таблица 7. Распределение одаренных старшеклассников по типам реагирования в конфликтных ситуациях (по методике К.Томаса, в %)

Выборка

Тип реагирования в конфликтной ситуации

соперничество

сотрудничество

компромисс

избегание

приспособление

9 класс

37,5

14,1

14,1

6,3

28,0

11 класс

32,1

16,1

12,5

12,5

26,8

Обращает на себя внимание факт представленности не всегда эффективных и позитивных поведенческих реакций, что требует психологической коррекции. Данные тенденции выражаются также в проявлении агрессивности в отношениях с другими людьми. Так, вторую по численности группу по методике А. Ассингера в обеих выборках представили старшеклассники с высоким уровнем агрессивности - 37,5% 9-классников и 33,8% 11-классников. Они характеризуются как излишне агрессивные, способные жертвовать интересами окружающих для достижения личного успеха. Самую малочисленную по составу группу представляют учащиеся с низким уровнем агрессивности. Они миролюбивы, несамоуверенны (14,1% 9-классников и 19,9% 11-классников). Эти характеристики соответствуют описанным уровням агрессивности в тесте А. Ассингера (таблица 8).

Таблица 8. Распределение одаренных старшеклассников по уровням агрессивности в отношениях по тесту А. Ассингера, (%)

Выборка

Уровень агрессивности в отношениях

высокий

средний

низкий

9 класс

37,5

48,4

14,1

11 класс

33,8

46,3

19,9

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование подтвердило нашу гипотезу о наблюдающейся у одаренных старшеклассников дисгармонии личностного развития.

Обнаружен значительный разрыв между когнитивной и эмоциональной, коммуникативной сферами личности, компонентами самосознания, что проявляется в особенностях самооценки. Хотя большинство одаренных учащихся продемонстрировали высокий уровень интеллектуального развития, разнообразие и особенности проявления когнитивного стиля, большая их часть характеризуются нереалистично высокой самооценкой и уровнем притязаний в сочетании с низким уровнем личностной тревожности, что позволяет характеризовать их как излишне самоуверенных и некритичных.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки
Последователь Штайнера, вальдорфский учитель Ф. Карлгрен подчёркивал, что для подхода к сложным задачам воспитания вальдорфская педагогика обращается к своей духовно-научной основе - к антропософскому познанию человека. Доклад, с которым Штайнер выступал в различных населённых пунктах Германии в 19 ...

Структура проблемного урока
Структура проблемного урока лежит в основе тематического и поурочного плана, предопределяющего логику анализа урока. Под структурой понимают различные варианты взаимодействия между элементами состава, возникающие в процессе функционирования объекта. Структурными элементами проблемного урока являютс ...

Учебные лекции по астрономии, читаемые в планетарии
Учащиеся не всегда могут самостоятельно ознакомиться с различными небесными явлениями. Этому препятствует много причин: неблагоприятная погода, несовпадение времени явлений с днями наблюдений, неосуществимость наблюдений редких и медленно протекающих явлений, а также явлений, принципиально недоступ ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru