Диагностика уровней личностного развития одаренных старшеклассников

Новое о образовании » Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников » Диагностика уровней личностного развития одаренных старшеклассников

Страница 4

Доминирующим типом реагирования в конфликтных ситуациях для одаренных старшеклассников является соперничество – 37,5 % среди 9-классников и 32,1% среди 11-классников. Они характеризуются как излишне агрессивные, способные жертвовать интересами окружающих для достижения личного успеха.

На втором месте в обеих возрастных группах стоит реакция приспособления – 28 % и 26,8% соответственно. На третьем месте – реакции сотрудничества и компромисса (таблица 7). Это объясняется, во-первых, индивидуальным стилем поведения и личностными особенностями одаренных. Во-вторых, полученные данные отражают реальную жизненную ситуацию одаренных учащихся, когда им необходимо проявлять упорство и соперничество в период предметных олимпиад разного уровня, тестовых испытаний. Большинство испытуемых ответили, что обычной для них формой поведения является настойчивое стремление добиться своего.

Таблица 7. Распределение одаренных старшеклассников по типам реагирования в конфликтных ситуациях (по методике К.Томаса, в %)

Выборка

Тип реагирования в конфликтной ситуации

соперничество

сотрудничество

компромисс

избегание

приспособление

9 класс

37,5

14,1

14,1

6,3

28,0

11 класс

32,1

16,1

12,5

12,5

26,8

Обращает на себя внимание факт представленности не всегда эффективных и позитивных поведенческих реакций, что требует психологической коррекции. Данные тенденции выражаются также в проявлении агрессивности в отношениях с другими людьми. Так, вторую по численности группу по методике А. Ассингера в обеих выборках представили старшеклассники с высоким уровнем агрессивности - 37,5% 9-классников и 33,8% 11-классников. Они характеризуются как излишне агрессивные, способные жертвовать интересами окружающих для достижения личного успеха. Самую малочисленную по составу группу представляют учащиеся с низким уровнем агрессивности. Они миролюбивы, несамоуверенны (14,1% 9-классников и 19,9% 11-классников). Эти характеристики соответствуют описанным уровням агрессивности в тесте А. Ассингера (таблица 8).

Таблица 8. Распределение одаренных старшеклассников по уровням агрессивности в отношениях по тесту А. Ассингера, (%)

Выборка

Уровень агрессивности в отношениях

высокий

средний

низкий

9 класс

37,5

48,4

14,1

11 класс

33,8

46,3

19,9

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование подтвердило нашу гипотезу о наблюдающейся у одаренных старшеклассников дисгармонии личностного развития.

Обнаружен значительный разрыв между когнитивной и эмоциональной, коммуникативной сферами личности, компонентами самосознания, что проявляется в особенностях самооценки. Хотя большинство одаренных учащихся продемонстрировали высокий уровень интеллектуального развития, разнообразие и особенности проявления когнитивного стиля, большая их часть характеризуются нереалистично высокой самооценкой и уровнем притязаний в сочетании с низким уровнем личностной тревожности, что позволяет характеризовать их как излишне самоуверенных и некритичных.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Приемы развития творческих способностей младших школьников
Как развивать творческие способности ребенка? Как сделать его творческой личностью? Еще недавно эти вопросы педагогика перед собой не ставила. Школа готовила исполнителей, и это почти всех устраивало. А между тем проблемой развития творческих способностей люди интересовались всегда. Сегодня в решен ...

Методы педагогических исследований
У каждого, изучающего теорию педагогики, возникают вопросы, как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно они отражают реальную действительность, можно ли им доверять. Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая ...

Цели место и изучения физики в общеобразовательной школе
Среди основных целей общеобразовательной школы особенно важными являются две: передача накопленного человечеством опыта в познании мира новым поколениям и оптимальное развитие всех потенциальных способностей каждой личности Таким образом, можно выделить следующие задачи обучения физике в школе: фор ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru