Диагностика уровней личностного развития одаренных старшеклассников

Новое о образовании » Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников » Диагностика уровней личностного развития одаренных старшеклассников

Страница 1

Для организации педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников на базе МОУ СОШ №31 города Ишима был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие учащиеся 9 и 11 классов.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – выявление одаренных старшеклассников, диагностика уровня сформированности личностного развития.

2 этап – реализация условий педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников.

3 этап – анализ полученных результатов.

Особое место в педагогической поддержке личностного саморазвития одаренных старшеклассников занимает психологическая диагностика. Как показал анализ существующих подходов к диагностике одаренных детей, они направлены преимущественно на выявление специфических характеристик проявлений и признаков одаренности.

На наш взгляд, обоснование принципов диагностики одаренных детей в русле теории личности должно основываться на двух положениях: а) рассмотрении одаренности, как уникального качества личности, представляющего из себя целостную психологическую систему высшего уровня; б) рассмотрении одаренности, в соответствии с динамической теорией одаренности (ДТО), как развивающегося качества личности.

Опираясь на данные положения, мы выделили в качестве основополагающих, следующие принципы психодиагностики одаренных:

1) личностно-ориентированный подход. Обследование направлено на изучение целостной системы взаимосвязанных качеств развивающейся личности, с учетом возрастных новообразований, взаимосвязи и взаимодействия интеллекта и аффекта, особенностей самосознания, уровня развития эмоционально-волевой и коммуникативной сфер;

2) динамический подход (длительность изучения, развернутость во времени наблюдения за поведением испытуемого в разных ситуациях, изучение динамики его развития, выявление психологических "преград" и определение средств их преодоления). В основе динамического подхода лежит динамическая теория одаренности (ДТО), которая обуславливает смену парадигмы: переход от диагностики отбора к диагностике развития;

3) прогностический подход,при котором результатом обследования является не только определение уровня общего и психического развития человека, развития общих и специальных способностей, уровня одаренности, но и прогноз его личностного саморазвития, ориентация на выявление его потенциальных возможностей.

Комплекс экспериментальных методик включал:

1) 4-ый субтест Айзенка (определение коэффициента интеллектуального развития).

2) «Сложные аналогии» (диагностика вербального интеллекта).

3) Методика С.А. Будасси на исследование общего уровня самооценки.

4) Методика диагностики интегральной самооценки личности по Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн.

5) Методика «Автопортрет» Р. Бернса, адаптация Е.С. Романова и С.Ф. Потемкина.

6) Опросник Ч.Д. Спилбергера на исследование уровней личностной и ситуативной тревожности.

7) Личностный опросник К. Томаса на исследование способов реагирования на конфликтные ситуации.

8) Тест А. Ассингера на исследование уровня агрессивности.

9) Тест В.Х. Ряховского на исследование уровня общительности.

10) Шкала оценки потребности в достижении.

Инструкции к проведению данных методик представлены в приложении 1.

Результаты эксперимента показали, что 70,8 % одаренных старшеклассников имеют выше среднего и высокий уровень интеллектуального развития против 38% остальных учащихся контрольной группы, к которой мы отнесли остальных учащихся. По уровню интеллектуального развития они значительно превосходят своих сверстников. Наличие достоверно значимого отличия по уровню интеллектуального развития между выборками контрольной группы и одаренных учащихся было подтверждено по t-критерию Стьюдента. Одаренные старшеклассники отличаются доминирующими когнитивными стилями мышления.

Если в интеллектуальной сфере развитие одаренных школьников происходит очень успешно, то в сфере личностного развития наблюдаются следующие особенности. Одаренные старшеклассники характеризуются высокой самооценкой по сравнению с их обычными сверстниками. Учащихся с высокой самооценкой среди одаренных 9-классников больше на 22,3%, среди 11-классников - на 17,9%. Достаточно большая группа одаренных (22,9%) имеют нереалистично высокую самооценку, тогда как у их обычных сверстников (контрольная группа) этот показатель почти в 3 раза ниже. Показатели нереалистично завышенной самооценки среди одаренных 9-классников выше более, чем в 3 раза, среди 11-классников – почти в 3 раза (таблица 3).

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Обследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе работы с детьми дошкольного возраста. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении дошкольников. Экспериментальное исследование проводилось в подготовительной группе детского сада № ...

Использование системы творческих упражнений в практике на уроках литературного чтения
В ходе эксперимента предлагалась система заданий, направленных на развитие творческой активности младших школьников. Эта система разработана в соавторстве с учителем начальных классов Емельяненко Мариной Владимировной. Система представляет собою планирование уроков чтения в 2-ом классе с реализацие ...

Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей формирования связной речи детей дошкольного возраста, обратимся к анализу литературных источников и попытаемся собрать возможный спектр определений связной речи. С.В. Алабужева под связной речью понимает развернутое изложение определенного содержани ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru