Анализ теоретических положений показал, что к необходимым условиям эффективности коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи следует отнести применение информационных компьютерных технологий, как наиболее полно отвечающим требованиям современного коррекционного образования, поскольку использование компьютера в логопедической работе позволяет заниматься с несколькими детьми одновременно, в то же время используя индивидуальный подход в виде вариативности заданий, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что помогает при достижении поставленных целей и решении задач коррекционно-развивающего обучения на логопедических занятиях и в целом оптимизирует работу учителя на уроке.
В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого являлось разработка методических рекомендаций по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи.
Эксперимент проводился на базе муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школе села Омми Амурского района.
В эксперименте участвовали 10 детей 1 и 2 класса, зачисленных на логопедический пункт при общеобразовательной школе.
В ходе эксперимента решались следующие задачи:
Изучить особенности развития речевых и неречевых функций у детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Разработать методические рекомендации по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи.
Для решения первой задачи мы проанализировали данные диагностики психолога и логопеда. По данным логопедической диагностики дети первого класса Чернов А., Елов Д., Ким Е., Подокост Н. и Носик Е. имеют речевое заключение – общее недоразвитие речи третьего уровня. Речевое заключение – нарушения письма и чтения, обусловленные неярко-выраженным общим недоразвитием речи имеют пять детей второго класса: Лоскутникова Н, Макарова В., Топилова А, Набок И., Некрасова Д.
Анализ особенностей речевого развития показал, что все дети имеют сложности в развитии фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов (Приложение 1, таблица 1, Приложение 2, таблица 2, Приложение 3, таблица 3).
Так, все дети первого класса имеют низкий уровень развития фонетико-фонематических процессов, нарушения произношения одной и более групп звуков, анализ и звукового состава слова не сформирован – 100 %, синтез – не сформирован 40 %, сформирован недостаточно – 60 %. Дети второго класса имеют нарушение звукопроизношения – 20% и недостаточность развития функции языкового анализа 100%, вследствие этого допускают дисграфические ошибки на письме.
Все дети имеют низкий уровень сформированности лексических средств (100%). Так, никто из детей не смог выполнит заданий на обобщение, классификацию, без помощи педагога, бедность словарного запаса характеризуется преобладанием номинативного словаря в рамках обиходно-бытовой тематики, резко снижены объемы атрибутивного и предикативного словарей.
Анализ состояния сформированности грамматических средств выявил следующее: у всех детей (100%) зафиксирован низкий уровень развития данных процессов. Дети не могут без стимулирующей помощи выполнить задания на изменение форм существительных в косвенных падежах, затруднено применение навыков словообразования и словоизменения, часто встречаются аграмматизмы. Сложность вызывает задание на составление предложения из слов, данных в начальной форме – дети допускают ошибки в согласовании слов, часто наблюдается инверсия.
Анализ данных входной диагностики психолога выявил следующее: почти все дети имеют значительное отставание от нормы по уровню сформированности психических функций. Так, все дети (100%) имеют низкий уровень осведомленности, пространственно-временные представления сформированы недостаточно. Уровень сформированности внимания – ниже нормы 100%, переключаемость внимания – недостаточная, отвлекаемость повышенная. Контроль – навыки контроля и самоконтроля находятся на низком уровне, учащиеся неспособны адекватно спланировать свою деятельность, не могут фиксировать свои ошибки, продуктивность деятельности - ниже нормы (100 %). Уровни сформированности памяти: зрительная память – в пределах нормы 80 %, ниже нормы – 20 %. Слуховая память – низкий уровень 100 % детей. Долговременная память – ниже нормы 80 %, низкий уровень – 20 %. Относительно операций мышления было выявлено следующее: 70 % детей затрудняются при выполнении заданий на обобщение, классификацию, 30 % могут сделать это самостоятельно, использую стимулирующую помощь педагога. Задания на аналогии -100 % детей выполнили их с результатом ниже нормы.
Актуально о образовании:
Какие виды игр встречаются чаще у детей вашей подгруппы
Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строитель ...
Возрастные психофизиологические особенности детей младшего школьного
возраста
Для организации и разработки содержания проектной деятельности детей 2-4 классов, необходимо изучить возрастные психофизиологические особенности детей данного возраста. В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познав ...
Психолого-педагогическая характеристика детей
экспериментальной группы
Экспериментальную группу, в которую вошли 10 человек, составили старшие дошкольники с ОНР. В комплексное обследование вошло: изучение психолого-медико-педагогической документации логопедическое и психолого-педагогическое обследование старших дошкольников. Изучение документации и анкетных данных пок ...