Состояние речевых и неречевых функций у младших школьников с общим недоразвитием речи

Страница 1

Анализ теоретических положений показал, что к необходимым условиям эффективности коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи следует отнести применение информационных компьютерных технологий, как наиболее полно отвечающим требованиям современного коррекционного образования, поскольку использование компьютера в логопедической работе позволяет заниматься с несколькими детьми одновременно, в то же время используя индивидуальный подход в виде вариативности заданий, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что помогает при достижении поставленных целей и решении задач коррекционно-развивающего обучения на логопедических занятиях и в целом оптимизирует работу учителя на уроке.

В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого являлось разработка методических рекомендаций по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи.

Эксперимент проводился на базе муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школе села Омми Амурского района.

В эксперименте участвовали 10 детей 1 и 2 класса, зачисленных на логопедический пункт при общеобразовательной школе.

В ходе эксперимента решались следующие задачи:

Изучить особенности развития речевых и неречевых функций у детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Разработать методические рекомендации по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи.

Для решения первой задачи мы проанализировали данные диагностики психолога и логопеда. По данным логопедической диагностики дети первого класса Чернов А., Елов Д., Ким Е., Подокост Н. и Носик Е. имеют речевое заключение – общее недоразвитие речи третьего уровня. Речевое заключение – нарушения письма и чтения, обусловленные неярко-выраженным общим недоразвитием речи имеют пять детей второго класса: Лоскутникова Н, Макарова В., Топилова А, Набок И., Некрасова Д.

Анализ особенностей речевого развития показал, что все дети имеют сложности в развитии фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов (Приложение 1, таблица 1, Приложение 2, таблица 2, Приложение 3, таблица 3).

Так, все дети первого класса имеют низкий уровень развития фонетико-фонематических процессов, нарушения произношения одной и более групп звуков, анализ и звукового состава слова не сформирован – 100 %, синтез – не сформирован 40 %, сформирован недостаточно – 60 %. Дети второго класса имеют нарушение звукопроизношения – 20% и недостаточность развития функции языкового анализа 100%, вследствие этого допускают дисграфические ошибки на письме.

Все дети имеют низкий уровень сформированности лексических средств (100%). Так, никто из детей не смог выполнит заданий на обобщение, классификацию, без помощи педагога, бедность словарного запаса характеризуется преобладанием номинативного словаря в рамках обиходно-бытовой тематики, резко снижены объемы атрибутивного и предикативного словарей.

Анализ состояния сформированности грамматических средств выявил следующее: у всех детей (100%) зафиксирован низкий уровень развития данных процессов. Дети не могут без стимулирующей помощи выполнить задания на изменение форм существительных в косвенных падежах, затруднено применение навыков словообразования и словоизменения, часто встречаются аграмматизмы. Сложность вызывает задание на составление предложения из слов, данных в начальной форме – дети допускают ошибки в согласовании слов, часто наблюдается инверсия.

Анализ данных входной диагностики психолога выявил следующее: почти все дети имеют значительное отставание от нормы по уровню сформированности психических функций. Так, все дети (100%) имеют низкий уровень осведомленности, пространственно-временные представления сформированы недостаточно. Уровень сформированности внимания – ниже нормы 100%, переключаемость внимания – недостаточная, отвлекаемость повышенная. Контроль – навыки контроля и самоконтроля находятся на низком уровне, учащиеся неспособны адекватно спланировать свою деятельность, не могут фиксировать свои ошибки, продуктивность деятельности - ниже нормы (100 %). Уровни сформированности памяти: зрительная память – в пределах нормы 80 %, ниже нормы – 20 %. Слуховая память – низкий уровень 100 % детей. Долговременная память – ниже нормы 80 %, низкий уровень – 20 %. Относительно операций мышления было выявлено следующее: 70 % детей затрудняются при выполнении заданий на обобщение, классификацию, 30 % могут сделать это самостоятельно, использую стимулирующую помощь педагога. Задания на аналогии -100 % детей выполнили их с результатом ниже нормы.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Применение мультимедийных ресурсов по физике в практике
Главным этапом классификации мультимедийных ресурсов является определение их по функциональному назначению. На схеме представлена классификация мультимедийных ресурсов по физике. Схема 1 - Классификация мультимедийных ресурсов Возможности каждого вида мультимедийных ресурсов и применение их при обу ...

Психологическое представление о нравственных ориентирах
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуля ...

Результаты экспериментальной работы по изучению развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения
После внедрения системы творческих упражнений, направленных на развитие творческой активности младших школьников в процессе обучения литературному чтению мы перешли к третьему заключительному этапу экспериментальной работы – контрольному эксперименту. Главной задачей данного этапа явилось установле ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru