Результаты методики Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн показали также, что лишь треть одаренных старшеклассников имеют реальный уровень притязаний. Остальные характеризуются высоким и неадекватным уровнем притязаний и 10,2% одаренных 11-классников имеют низкий уровень притязаний. Более половины (57 %) одаренных старшеклассников характеризуются оптимальным уровнем развития целеполагания, умением ставить реально достижимые цели, и эти показатели растут от 9 к 11 классу. В то же время почти у половины одаренных 9-классников и трети 11-классников не сформирован механизм целеполагания.
В результате эксперимента выявлены также недостатки развития эмоциональной сферы. Так, хотя большинство учащихся с одаренностью можно характеризовать их как уравновешенных, собранных, уверенных в себе и не избегающих критических ситуаций и трудностей, в то же время
пятая часть из них характеризуется высоким уровнем ситуативной тревожности, которая имеет тенденцию перехода к личностной тревожности. То есть в экстремальной ситуации этот показатель может сыграть отрицательную роль, снижая уровень саморегуляции, что может отразиться на результатах деятельности. В своих ответах они показали наличие чувства скованности и напряжения, озабоченности и нервно-психического возбуждения (таблица 5).
Таблица 5. Распределение одаренных старшеклассников по уровням тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера, (%)
Вид тревожности |
Уровень тревожности | ||
низкий |
средний |
высокий | |
Личностная |
25,8 |
66,6 |
7,6 |
Ситуативная |
26,7 |
42,5 |
20,8 |
Нами выявлены недостатки развития коммуникативной сферы у одаренных старшеклассников. Большую группу по численности представили одаренные ребята с уровнем общительности ниже среднего и низким (43,7% 9-классников и 41,3% 11-классников). Испытуемые с уровнем общения ниже среднего общительны в определенной мере, не пугаются новых проблем, однако с новыми людьми сходятся с оглядкой; в спорах и диспутах участвуют неохотно. Испытуемые с низким уровнем общительности замкнуты, неразговорчивы, имеют мало друзей. Новая ситуация и обстановка могут вывести их из равновесия (таблица 6). Эти данные подтверждают имеющиеся в литературе характеристики одаренных детей как имеющих проблемы в коммуникативной сфере.
Таблица 6. Распределение одаренных старшеклассников по уровням общительности по тесту В.Х. Ряховского, в %.
Выборка |
Уровень агрессивности в отношениях | |||||
очень высокий |
высокий |
выше среднего |
средний |
ниже среднего |
низкий | |
9 класс |
4,7 |
12,5 |
14,1 |
25,0 |
23,4 |
20,3 |
11 класс |
3,6 |
7,1 |
19,6 |
28,4 |
17,8 |
23,5 |
Актуально о образовании:
Рейтинг инженерных специальностей по прибыльности
Тем не менее, бытует ошибочное, но широко распространённое мнение, что в США и сейчас наиболее популярны и прибыльны профессии так или иначе связанные с экономикой (экономисты, менеджеры и др.) или законом (юристы, адвокаты и др.), несмотря на прошедший не так давно экономический кризис. На самом ж ...
Математические шифры
Занятие по математическим шифрам проводится в виде игры - исторического путешествия. В начале занятия кратко о шифрах рассказывает учитель, а затем слово предоставляется учащимся. Участники кружка рассказывают о разных шифрах, придуманных в разных странах (Афинах, Греции, России). Обыграть историче ...
Математический кружок как форма внеклассной работы по
математике
"Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным. " Блез Паскаль Математические олимпиады обычно посвящаются решению задач, но возможны олимпиады по вычислению на счетах, в навыках быстрых и безошибочных подсчетов. Проведение олимпиа ...