Обнаружены статистически значимые различия между средними данными значений самооценки выборок испытуемых одаренных учащихся и контрольной группы по t-критерию Стьюдента.
Кроме того, нами установлена конфликтность самооценки у части одаренные старшеклассников, что проявилось в различии данных по разным методикам. Так, если по методике С. Будасси не было обнаружено показателей низкой и ниже среднего уровня самооценки, то с помощью проективных методик Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн и «Автопортрет», позволяющих диагностировать дополнительные характеристики, такая группа (около 15%) одаренных учащихся выявлена (таблица 4).
Таблица 3. Сравнительные показатели самооценки одаренных старшеклассников и учащихся общеобразовательной школы по методике С.А. Будасси, ( %)
Уровень самооценки |
Выборка испытуемых | |||
одаренные учащиеся |
контрольная группа | |||
9 класс |
11 класс |
9 класс |
11 класс | |
Нереалистично низкая (-0,2-0) |
- |
- |
4,0 |
4,0 |
Низкая (0-0,2) |
- |
- |
14,0 |
6,0 |
Ниже среднего (0,25-0,3) |
- |
5,3 |
16,0 |
14,0 |
Средняя (0,31-0,6) |
4,7 |
14,2 |
32,0 |
30,0 |
Выше средней (0,61-0,65) |
32,8 |
28,5 |
14,0 |
24,0 |
Высокая (0,66-0,8) |
34,3 |
33,9 |
12,0 |
16,0 |
Нереалистично высокая, более 0,8 |
28,1 |
17,8 |
8,0 |
6,0 |
Всего |
99,9 |
99,7 |
100 |
100 |
Таблица 4 Характеристики самооценки у учащихся с одаренностью по методике «Автопортрет», (%)
Выборка |
Показатель характеристик уровней самооценки | ||
признак завышенной самооценки |
признак адекватной позитивной самооценки |
признаки низкой и заниженной самооценки | |
9 класс |
59,3 |
26,5 |
14,2 |
11 класс |
50 |
32,1 |
17,9 |
Актуально о образовании:
Факторы и причины, способствующие возникновению детской агрессивности
Исаев Д.Д и И.И. Журавлев в работе «Типологические модели поведения детей с различными формами девиантного поведения» к числу разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление отклоняющего поведения, относят следующие факторы: Ø Индивидуальный фактор, действующий на уровне ...
Теоретические аспекты детской агрессивности
Рассматривая проблему детской агрессивности и жестокости, мы посчитали, целесообразным познакомится с понятиями «агрессия», «агрессивность» и «детская агрессивность» с целью их разграничения, а так же определения смысловой нагрузки и качественных характеристик, которые позволили составить общую кар ...
Модели деятельности российских и зарубежных социальных служб с агрессивными
детьми
Проблема детской агрессивности имеет большую историю рассмотрения. «Тренинг социальных умений или как научиться не создавать себе проблемы» применяется в США для работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста. После окончания тренинга исследователи наблюдали, как ведут себя бывшие участни ...