Обнаружены статистически значимые различия между средними данными значений самооценки выборок испытуемых одаренных учащихся и контрольной группы по t-критерию Стьюдента.
Кроме того, нами установлена конфликтность самооценки у части одаренные старшеклассников, что проявилось в различии данных по разным методикам. Так, если по методике С. Будасси не было обнаружено показателей низкой и ниже среднего уровня самооценки, то с помощью проективных методик Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн и «Автопортрет», позволяющих диагностировать дополнительные характеристики, такая группа (около 15%) одаренных учащихся выявлена (таблица 4).
Таблица 3. Сравнительные показатели самооценки одаренных старшеклассников и учащихся общеобразовательной школы по методике С.А. Будасси, ( %)
|
Уровень самооценки |
Выборка испытуемых | |||
|
одаренные учащиеся |
контрольная группа | |||
|
9 класс |
11 класс |
9 класс |
11 класс | |
|
Нереалистично низкая (-0,2-0) |
- |
- |
4,0 |
4,0 |
|
Низкая (0-0,2) |
- |
- |
14,0 |
6,0 |
|
Ниже среднего (0,25-0,3) |
- |
5,3 |
16,0 |
14,0 |
|
Средняя (0,31-0,6) |
4,7 |
14,2 |
32,0 |
30,0 |
|
Выше средней (0,61-0,65) |
32,8 |
28,5 |
14,0 |
24,0 |
|
Высокая (0,66-0,8) |
34,3 |
33,9 |
12,0 |
16,0 |
|
Нереалистично высокая, более 0,8 |
28,1 |
17,8 |
8,0 |
6,0 |
|
Всего |
99,9 |
99,7 |
100 |
100 |
Таблица 4 Характеристики самооценки у учащихся с одаренностью по методике «Автопортрет», (%)
|
Выборка |
Показатель характеристик уровней самооценки | ||
|
признак завышенной самооценки |
признак адекватной позитивной самооценки |
признаки низкой и заниженной самооценки | |
|
9 класс |
59,3 |
26,5 |
14,2 |
|
11 класс |
50 |
32,1 |
17,9 |
Актуально о образовании:
Распространенность, симптоматика и виды нарушений письма у младших
школьников с нарушениями зрения
Зрительный дефект накладывает определенный отпечаток на процесс психического развития детей, о чём мы говорили выше, ограничивая их возможности в восприятии предметного мира, ориентацию в нём общение с окружающими и в целом сказывается на формировании личности, развитии различных видов деятельности ...
Сущность и функции эстетического сознания
В материальном мире постоянно совершается развитие вещей и явлении реального мира, взаимодействие и изменение соотношения их содержания и формы проявления. В.И. Ленин подчеркивал, что содержание всегда формовано, а форма — содержательна. Материя в своем формообразовании проходит стадии: гармоническ ...
Обследование связной монологической речи у детей старшего
дошкольного возраста
Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе работы с детьми дошкольного возраста. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении дошкольников. Экспериментальное исследование проводилось в подготовительной группе детского сада № ...