Особое значение имеют «сугубо индивидуальные» качества студента на основе распределения по типично индивидуальным признакам на группы. При этом максимально учитывается сугубо индивидуальные особенности студентов, которые входят в эти группы.
Разработка типологии необходима для того, чтобы обнаружить динамику тех изменений, которые происходят в каждой группе при переходе студента из одной группы в другую. Это необходимо для наглядного представления тех направлений работы преподавателя, которые должны быть первоочередными в каждой типологической группе, а также для определения возможности коллективной работы с разными группами. К сожалению, таких типологий очень мало и их обоснования содержат много невыясненных вопросов.
Типичным индивидуальным отличиям студентов посвящено большое количество литературы. В литературе представлены глубокие исследования свойств темперамента (А. Конев, В. Мерлин, В. Небылицин). Представлены индивидуальные отличия в психических процессах (Д. Богоявленский, Н. Менчинская, О. Кабанова-Меллер), мотивы учения и познавательных интересов (Н. Морозова, Г. Щукина, О. Леонтьев), индивидуального стиля учения (Е. Климов), развитие умения самостоятельно работать (В. Гладких, Е. Рабунский, И. Унт) и др.
В результате многочисленных исследований ими было обнаружено большое количество факторов, влияющих на результаты обучения. С целью выявления тех качеств личности студентов, которые являются главными и определяющими в его обучении вообще и в самостоятельной деятельности в частности, проводилось экспериментальное исследование.
Это исходило из понимания того, что получение знаний и развитие достигаются только собственным напряжением воли и ума каждого студента.
Каждый студент представляет собой неповторимую личность с разнообразным объединением только нему присущих особенностей. Социологический опрос преподавателей и их оценка дали возможность выделить важнейшие в условиях обучения - индивидуальные особенности студентов:
Обученность -
способность определенных систематизированных знаний и умений оперировать индивидуальными особенностями студентов;
• обучаемость
- способность к учению, которая проявляется в гибкости мышления, умении использовать мыслительные операции (обобщение, сравнение, конкретизацию, абстрагирование и т.п.) соответственно требованиям конкретной задачи;
• познавательный интерес
- отношение к обучению, наполненное готовностью овладевать знаниями;
• организованность
- умение планировать свои действия в определенном порядке; направленность на выполнение задачи в определенное время; способность к выбору средств, которые обеспечивают выполнение поставленной задачи. Сюда также можно отнести способность студентов подчинить свои собственные желания необходимости выполнения запланированных заданий.
Мы считаем, что любой вид творчества (педагогический, организаторский, интеллектуальный и т.п.) обусловлен развитием субъекта перед всеми общими чертами каждой из этих видов деятельности. Для ее организации исходим из того, что в условиях обучения в учебном заведении это должно быть самостоятельная деятельность, так как только в таком виде деятельности усвоения способа есть и ее целью, и конечным результатом. К чертам, присущих любому виду творчества, принадлежат: наполнение принятой задачи личностным смыслом, самостоятельная постановка целей, развитое воображение, то есть каждый отдельный вид творчества может включать в себя творческие способы деятельности.
В практике это означает в целесообразности разработки метода организации СРС в условиях личностно-ориентированного обучения, поскольку открывается реальный путь повышения эффективности обучения на основании новой педагогической идеи и реального, а не декларированного внедрения научных исследований в педагогическую практику.
Наблюдения за самостоятельной деятельностью студентов показывают, что разнообразное объединение индивидуальных особенностей (обученность, обучаемость, познавательный интерес, организованность) по-разному влияет на самостоятельность выполнения поставленных перед ними задач. Выяснилось: одни студенты полностью выполняют задачи в отведенное время, не ощущая особых затруднений; другие - потребуют для выполнения того же самого задания помощи преподавателя или дополнительных указаний; третьи - проявляют полную беспомощность. Вот почему, педагогически целесообразно выделить группы студентов по уровням их познавательной самостоятельности, которая отображает высочайшую меру выраженной человеческой деятельности.
Актуально о образовании:
Клинико–психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения
Людмила Ивановна Солнцева в своих исследованиях отмечает, что наблюдение за детьми школьного возраста с нарушением зрения и анализ их психического развития, протекающего под активным воздействием внешней среды, показывают достаточно разнообразную и сложную картину психического статуса современного ...
Основные центры современного общего классического образования
Средняя школа №1 города Советска - одна из старейших в области. За стасорокалетнюю историю своего существования она несколько раз меняла своё название и облик. Но традиции сохранялись, наполнялись новым содержанием . Прародительницей школы считается женское училище, открытое в удельной слободе Кука ...
Основные проблемы «трудных детей»
«Трудные дети», как и все категории населения, имеют свои специфические проблемы. Эти проблемы многочисленны, они могут носить как общий, так и индивидуальный характер. Основными проблемами «трудных детей», с которыми чаще всего сталкивается социальный работник, являются: недостаток внимания, непон ...