Разделение студентов по группам на основе анализа их познавательной самостоятельности

Страница 3

Исследования В. Буряка, Г. Йоницы, Л. Кондрашовой, Б. Коротяева, П. Пидкасистого, Е. Рабунского и других подтвердили существования в каждой академической группе типологических групп студентов с разным уровнем самостоятельности - низкий (Н)

, средний (С)

, достаточный (Д)

, высокий (В)

. Важным признаком для деления студентов на группы может быть соотношения репродуктивной и продуктивной деятельности. А собственно педагогическим основанием для такого деления служит субъектный опыт продуктивной деятельности каждого отдельного студента.

Ι группа - Н.

Уровень самостоятельности студентов этой группы определяется способностью осуществлять поисковую деятельность с непосредственной помощью преподавателя. Самостоятельность характеризуется чрезвычайной ситуативностью, а то и просто случайностью мотивации деятельности в процессе выполнения заданий. Активность студента зависит от стечения случайных обстоятельств. Деятельность почти всегда определяется внешним влиянием (требование выполнить определенное действие, контроль, стимуляция), и вдобавок значительная часть студентов не совсем четко представляют содержание требований, которые предъявляются к ним.

Для студентов этой группы характерна, как правило, беспомощность. Временами им тяжело выполнять задания даже тогда, когда в заданиях полностью отображена информация о последовательности действий для нахождения ответа. Учебный материал студенты Ι-й группы - Нусваивают после продолжительных тренировок, при этом они стараются запомнить одинаково хорошо весь материал, не выделяя главного. Это приводит к перегрузке и снижению интереса к обучению. Студенты не стремятся к самоутверждению, самосовершенствованию, и это проявляется в низком уровне как общих, так и специальных умений (академических, дидактических, организационных). Часто не могут объяснить, почему они старались запомнить материал именно таким образом, а не попытались изучить другим способом по-иному, и чего они хотят достичь. Студенты группы Н

отдают преимущество работе с подсказками, поэтому результаты такой работы, как правило, нетворческие. Выполнение заданий связанно со значительными субъективными затруднениями, даже тогда, когда имеющихся знаний было вполне достаточно для решения конкретной задачи. Не умеют оптимально распределить и использовать время, отведенное на выполнение задания. Самостоятельная обработка забирает у них очень много времени, они быстро забывают изученный учебный материал, не могут объяснить применения некоторых полученных данных. Не могут прогнозировать развитие событий. Творческие способности и умения развиты очень слабо. Они стараются угадать результаты. Вот почему у студентов этой группы может возникнуть равнодушие, и даже отрицательное отношение к самостоятельной работе. Редко наблюдается стремления к преодолению выявленных ошибок. Ответственность, настойчивость, самокритичность, общительность не являются характерологическими образованиями студентов этого уровня, хотя наблюдались разительные исключения из правил. В основе организации самостоятельной работы присуща деятельность по определенному образцу: задания они выполняют преимущественно по аналогии, так как в них очень низкая способность к обобщению. Мы нередко наблюдали случаи, когда студенты пунктуально придерживались установок преподавателя, сохраняя рекомендованную схему выполнения задания, и добивались успеха, если условия ситуации оставались неизменными. Но вера в успех по формулировке «на все случаи жизни» приводила к неудаче и растерянности в других ситуациях, в которых эта формулировка механически применялась.

II группа - С

. У студентов этой группы наблюдается постоянное проявление самостоятельных действий, которые побуждаются не только внешними требованиями, но и внутренними факторами, в первую очередь, старанием получить оценку, адекватную уровню активности. Деятельность большей частью имеет репродуктивный характер. В ситуации поиска они пытаются припомнить материал так, как он представлен в учебнике. Они не всегда могут обосновать и объяснить применение своих знаний. Интенсивность деятельности может быть высокой, но задания стараются выполнить по известному образцу. Главная сложность для них состоит в самостоятельном применении знаний в новых ситуациях. В процессе выполнения задания нуждаются в помощи преподавателя в форме объяснений, схем, наводящих вопросов и т.п. Студенты этой группы не могут поддерживать стойкое внимание на протяжении всего занятия, ощущают значительные трудность, когда надо переключить действия с одного вида познавательной деятельности на другой. Их интересует чаще всего лишь внешняя сторона проблемы, явления. Поэтому, у них быстро возникший эпизодический интерес, так же быстро и гаснет. Самоанализ, самооценка, самоконтроль развиты частично. Вследствие невысокого уровня самоконтроля студенты часто допускают ошибки при выполнении задания. Они не всегда могут доказать и отстоять свою мысль или же обосновать применение собственных знаний. Уровень знаний студента при этом недостаточный. В соображениях преобладает описание без дополнительных пояснений. Они могут пропускать отдельно важные моменты задания. Стремление к репродуктивной деятельности обычно бывает уравновешенным к стремлению поисковой деятельности. Позиция в обучении более активная, чем пассивная, отношения к работе большей частью заинтересованное, ответственное, но собственную инициативу проявляют редко. Уровень самостоятельности студентов этой группы характеризуется способностью вести поисковую деятельность с помощью преподавателя лишь на определенном этапе, когда им нужна дополнительная информация. Им нужен соответствующий толчок, который поможет им сдвинуться с мертвой точки. После этого они самостоятельно могут выполнять задания.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Возможности образовательной области «Художественное творчество» в развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимо-ва, СМ. Кривина, М.И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личн ...

Временные и количественные изменения словаря ребенка
Лексика ребенка формируется постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Л.И. Белякова, обобщая данные изучения речевого и психомоторного развития детей от 0 до 5 лет, свидетельствует: 0 -1,5 месяца жизни – период интенсивного интонационного обогащения к ...

Работа с учениками
Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем ж ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru