Состояние исследования проблемы в науке и педагогической практике

Страница 4

Осмысление вопросов теории и практики развивательного обучения стало толчком для зарождения в конце 80-х годов идей нового обучения. С середины 90-х годов начинается разработка технологий личностно ориентированного обучения. Вполне естественно, что педагоги и психологи с различных позиций рассматривают новое явление: если в педагогике научные исследования сосредоточиваются на выявлении условий эффективной реализации личностного подхода к обучению, то в психологии — на механизмах личностных изменений, характеристиках становления индивидуальности ученика. В этом проявляется специфика предмета соответствующей отрасли научного знания, а не их противопоставления. Главное, что мы особенно подчеркиваем, - это осознание обеими сторонами необходимости поставить ученика в центр образовательного процесса.

Инновационная деятельность предусматривает пути и способы реализации новой педагогической идеи. В период, когда инновационное движение теряет свою однородность, перспективной является методика, которая выступает содержательным обобщением, включая смысл разветвлений педагогических технологий, в которых студент является субъектом обучения. Именно таким обобщением, по нашему мнению, выступает то обучение, которое позволяет собрать воедино основные факты о самостоятельной работе, индивидуальном подходе, дифференциации обучения, обнаружить те тенденции, какие свойственны этому процессу, предложить некоторые пути повышения эффективности обучения.

Для выявления роли и значения личностно ориентированной педагогической технологии было бы хорошо, если бы была осуществлена классификация педагогических технологий на существенном основании, определенно место этой технологии. Это давало бы дополнительные возможности преподавателям эффективно организовывать самостоятельную работу студентов в новых условиях. В связи с этим привлекают внимание подходы, в которых осуществлена попытка, предоставить этому процессу большей убедительности, аргументированности, доказательности.

Так, В. Монахов предложил аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии. Но если сам подход можно определить как интересный, то его реализация вызывает возражение. Уже много веков, начиная с Евклида, под аксиомой понимают такое утверждение, которое явно не определяется в рамках данной теории и принимается без доказательств.

Предложеные В. Монаховим три группы аксиом-включений педагогической технологии в единый педагогический простор, моделирование и нормализация учебного процесса — включают такие понятия, как диагностика, целеустремление, дозирование, коррекция, которые однозначно не могут быть приняты в качестве неопределяемых и требуют специального раскрытия. Аксиома есть неопровержимое утверждение, а то, что указано в труде В. Монахова, такого утверждения не содержит и требует дополнительных объяснений. К тому же большое по числу количество аксиом не проясняет, а наоборот, создает хаос в этой отрасли научного знания. Более того, представленный материал не дает оснований утверждать, что попытка построения теории педагогической технологии на аксиоматической основе является ли производительной вообще.

Новое обучение привлекает к себе внимание, провозглашается необходимость личностно ориентированного подхода, но парадигма обучения утверждается болезненно. И здесь имеем большой спектр мыслей. Одни призывают исследователей не пытаться открывать что-то новое, поскольку вообще-то все уже открыто, а заняться вдумчивым, спокойным анализом” „опираясь на сделанное, идти дальше”.

В. Лазарев и Н. Коноплинная осуществили попытку промежуточных итогов многолетних споров на этот счет. По их мнению, определений личности так много и каждое из них настолько справедливое, что можно использовать любое. Если концепция названа личностно ориентированной, поскольку в ней вспоминается личность, то она такой и будет. Но при этом не учитывается такая „малость” — личность студента является главной ценностью учебного процесса. Не будет в теории и практике того, без чего они существовать не смогут. Студент сам осознает ценность знаний и необходимость их получения лично для себя, для своей профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Психологическое представление о нравственных ориентирах
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуля ...

Лингвопсихологический анализ устной речи
Устная речь является ведущим видом языковой деятельности в школе, не только целью обучения, но и эффективным средством владения языком. Требования, предъявляемые к овладению устной речью следующие. С точки зрения владения диалогической речью, учащиеся должны уметь вести беседу, используя вопросы, в ...

Увлекательные уроки: основы создания
Л.Н. Толстой утверждал: "Никогда, никакими силами вы не заставите познавать мир через скуку". В самом деле, попытайтесь вспомнить, о чем говорилось на прошлой скучнейшей лекции по… не важно какому предмету? Удалось? Нет? И никогда не удастся. Беда школы - потеря многими учащимися интереса ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru