Состояние исследования проблемы в науке и педагогической практике

Страница 3

Личностное ориентированное обучение выходит из признания уникальности субъектного опыта каждого студента как важного источника обучения. Тем самым признавая, что в обучении не просто происходит усвоение знаний, а встречаются заданный опыт и субъектный опыт. При этом осуществляется своеобразное „окультуривание” последнего, его обогащение, наращивание, преобразование, что и составляет „вектор” индивидуального развития.

Как существуют разные модели традиционного обучения, так имеются и разные варианты обучения. Собственно к отдельным моделям такого обучения можно отнести персонифицированное обучение В. Беспалько и технологии свободного воспитания и обучения Г. Монтессори, С. Френе . Можно допустить, что будут появляться новые модели обучения.

Вместе с тем становится очевидным, что решение проблемы самостоятельной работы требует новых идей и подходов.

Поэтому предметом педагогического анализа в первую очередь должна стать инновационная деятельность. При этом инновационная деятельность связана с разработкой и внедрением новых педагогических идей. Предпосылки для инновационной деятельности создали коренные не преобразования в обществе.

Система образования не может не изменяться, когда все вокруг да около изменяется. Если сама система образования не в состоянии приспособиться к условиям, которые изменяются, то, что можно ожидать от людей, которых она выпускает. И то, что вопросы развития и усовершенствования педагогического образования привлекают к себе внимание не только преподавателей и ученых, но и государственных и политических деятелей и самых широких кругов населения, вполне закономерно, если учесть исключительно важную роль учителя в обществе и распространение образования среди разных возрастных групп людей. На сегодня пришел в действие механизм саморазвития школы, выяснилось, что его источники находятся в творчестве преподавателей, в их инновационной деятельности, которая нашла отображение в новых образовательных концепциях, в разработке и введении нового содержания образования, новых образовательных технологий, в укреплении связи обучения с наукой и обращении к мировому опыту. Под инновационной деятельностью понимаем комплексный, целеустремленный процесс создания, распространения и использования нововведений, целью которых является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, которые ведут к определенным качественным изменениям системы и способов обеспечения ее эффективности. Инновационная направленность, будучи тесно связанной, с изменениями в методической и психолого-педагогической подготовке будущих специалистов, требует изменений и в организации обучения.

Проблематика нововведений в отрасли образования представлена в трудах А. Алексюка, А. Бойко, М. Бургина, О. Осадчука, Е. Морзовой и других.

Для отечественной педагогики традиционным является исследование инновационной деятельности с точки зрения теории и практики внедрения достижений педагогической науки и распространения передового педагогического опыта (Ю. Бабанский, М. Гузик, В. Журавлев, В. Паламарчук, Я. Турбовский, В. Юдин) (175) (269). Значительное место отводится изучению классификаций нововведений (В. Беспалька, Г. Селевко).

В трудах А. Бойко, И. Гавриш, Г. Дмитренко, Г. Солевко и др. раскры-ваются общие особенности педагогических инноваций. "Проблема создания и внедрения нововведений, - отмечает В. Сластёнин, - требует исследования вопросов, которые не изучались или изучались в незначительной мере в нашей педагогике”.

Именно к таким вопросам принадлежит проблема дифференцированной самостоятельной работы студентов. В отечественной педагогике особенный интерес вызывает феномен учителей-новаторов конца 80-х начала 90-х годов, а также педагогов, которые создали альтернативные и авторские школы (В. Дьяченко, Г. Волович, И. Волков, В. Шаталов, Е. Ямбург). Началось массовое внедрение новых педагогических систем, отдельных методик, учебных курсов, предметов, дисциплин. Появились последователи и ученики различных ветвей развивательного обучения (Дусавицкий А.К., В. Репкин) . При этом исследователи столкнулись с проблемами, которые порождены любыми нововведениями в образовательной сфере: сочетание инновационных программ с уже существующими учебными планами и программами; общение представителей разных педагогических концепций; раскол педагогической общности; потребности в новых учебниках и программах, в новом типе учителя-новатора и др.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Особенности личностного саморазвития одаренных старшеклассников
Попытаемся определить, что такое саморазвитие. В отечественной психологии одними их первых дали определение и обосновали его отличительные признаки В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев; понятие «саморазвитие» — это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, прев ...

Общие приемы организации заучивания учащимися материала на уроке
Дозировка материала по объему. На одно занятие учитель должен предлагать ученикам небольшое количество фактов, причем они должны быть иллюстрированы соответствующими примерами и поставлены во взаимную связь. Следует помнить, что с увеличением количества фактов, подлежащих запоминанию, время, необхо ...

Современные требования к программам дополнительного образования
Нормативные основания: 1. Дополнительные общеобразовательные программы детей должны быть разработаны в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ. 2 . Предназначение дополнительных общеобразовательных программ Дополнительные общеобразовательные програм ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru