Состояние исследования проблемы в науке и педагогической практике

Страница 3

Личностное ориентированное обучение выходит из признания уникальности субъектного опыта каждого студента как важного источника обучения. Тем самым признавая, что в обучении не просто происходит усвоение знаний, а встречаются заданный опыт и субъектный опыт. При этом осуществляется своеобразное „окультуривание” последнего, его обогащение, наращивание, преобразование, что и составляет „вектор” индивидуального развития.

Как существуют разные модели традиционного обучения, так имеются и разные варианты обучения. Собственно к отдельным моделям такого обучения можно отнести персонифицированное обучение В. Беспалько и технологии свободного воспитания и обучения Г. Монтессори, С. Френе . Можно допустить, что будут появляться новые модели обучения.

Вместе с тем становится очевидным, что решение проблемы самостоятельной работы требует новых идей и подходов.

Поэтому предметом педагогического анализа в первую очередь должна стать инновационная деятельность. При этом инновационная деятельность связана с разработкой и внедрением новых педагогических идей. Предпосылки для инновационной деятельности создали коренные не преобразования в обществе.

Система образования не может не изменяться, когда все вокруг да около изменяется. Если сама система образования не в состоянии приспособиться к условиям, которые изменяются, то, что можно ожидать от людей, которых она выпускает. И то, что вопросы развития и усовершенствования педагогического образования привлекают к себе внимание не только преподавателей и ученых, но и государственных и политических деятелей и самых широких кругов населения, вполне закономерно, если учесть исключительно важную роль учителя в обществе и распространение образования среди разных возрастных групп людей. На сегодня пришел в действие механизм саморазвития школы, выяснилось, что его источники находятся в творчестве преподавателей, в их инновационной деятельности, которая нашла отображение в новых образовательных концепциях, в разработке и введении нового содержания образования, новых образовательных технологий, в укреплении связи обучения с наукой и обращении к мировому опыту. Под инновационной деятельностью понимаем комплексный, целеустремленный процесс создания, распространения и использования нововведений, целью которых является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, которые ведут к определенным качественным изменениям системы и способов обеспечения ее эффективности. Инновационная направленность, будучи тесно связанной, с изменениями в методической и психолого-педагогической подготовке будущих специалистов, требует изменений и в организации обучения.

Проблематика нововведений в отрасли образования представлена в трудах А. Алексюка, А. Бойко, М. Бургина, О. Осадчука, Е. Морзовой и других.

Для отечественной педагогики традиционным является исследование инновационной деятельности с точки зрения теории и практики внедрения достижений педагогической науки и распространения передового педагогического опыта (Ю. Бабанский, М. Гузик, В. Журавлев, В. Паламарчук, Я. Турбовский, В. Юдин) (175) (269). Значительное место отводится изучению классификаций нововведений (В. Беспалька, Г. Селевко).

В трудах А. Бойко, И. Гавриш, Г. Дмитренко, Г. Солевко и др. раскры-ваются общие особенности педагогических инноваций. "Проблема создания и внедрения нововведений, - отмечает В. Сластёнин, - требует исследования вопросов, которые не изучались или изучались в незначительной мере в нашей педагогике”.

Именно к таким вопросам принадлежит проблема дифференцированной самостоятельной работы студентов. В отечественной педагогике особенный интерес вызывает феномен учителей-новаторов конца 80-х начала 90-х годов, а также педагогов, которые создали альтернативные и авторские школы (В. Дьяченко, Г. Волович, И. Волков, В. Шаталов, Е. Ямбург). Началось массовое внедрение новых педагогических систем, отдельных методик, учебных курсов, предметов, дисциплин. Появились последователи и ученики различных ветвей развивательного обучения (Дусавицкий А.К., В. Репкин) . При этом исследователи столкнулись с проблемами, которые порождены любыми нововведениями в образовательной сфере: сочетание инновационных программ с уже существующими учебными планами и программами; общение представителей разных педагогических концепций; раскол педагогической общности; потребности в новых учебниках и программах, в новом типе учителя-новатора и др.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Метод проектов как актуальная проблема периода реформы образования. История проектной деятельности
В современном интегрированном обществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь общением в традиционном достаточно замкнутом социуме: учителя, друзья, семья. Телекоммуникации распахивают окна в широкий мир. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей и имею ...

Использование межпредметных связей для формирования у учащихся основ диалектико-материалистического мировоззрения
Использование опорных знаний других предметов при изучении отдельных тем курса химии – важнейшее средство формирования у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, целостного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними. Решение этой задачи успешно осуществляется при совмес ...

Профессионально важные качества учителя
А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда учителя: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: - педагогическая эрудиция; - педагогическое целеполагание; - педагогическое (практическое и ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru