Особенности содержания и методики

Страница 1

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

· Гуманно-личностный подход к ребенку.

· Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

· Концепция воспитания.

· Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход

Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования, критерием качества работы воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.

Такой подход обращает учебное заведение к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель детского сада – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:

· новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

· гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

· отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

· новую трактовку индивидуального подхода;

· формирование положительной Я - концепции.

Новый взгляд на личность представляют собой следующие позиции:

· личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе – полноценная человеческая личность;

· личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

· личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

· каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;

· приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).

Гуманизация и демократизация педагогических отношений.

Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.

Гуманное отношение к детям включает:

· педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

· оптимистическую веру в ребенка;

· сотрудничество, мастерство общения;

· отсутствие прямого принуждения;

· приоритет положительного стимулирования;

· терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:

· уравнивание воспитателя и ребенка в правах;

· право ребенка на свободный выбор;

· право на ошибку;

· право на собственную точку зрения;

· соблюдение Конвенции о правах ребенка;

· стиль отношений воспитателя и ребенка: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема – не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Проект – единица проектной деятельности
Проект – это слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определенной умственной задачи, но и ее практическое выполнение. «Научные знания сделаются необходимым орудием свободного и активного участия в современной социальной жизни». Проектное обучение по механизму разворачива ...

Возможности образовательной области «Художественное творчество» в развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимо-ва, СМ. Кривина, М.И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личн ...

Работа над содержательной стороной письменной речи
Поговорим об обучении учащихся языковой догадке. Как известно, развитие умения учащихся догадаться о значении незнакомого слова является важным условием их успеха в овладений умением читать. Самый легкий вид языковой догадки - узнавание и понимание английских и французских слов, звучание и значение ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru