Анализ и интерпретация результатов опытного обучения умений решать текстовые задачи

Страница 5

Эффективными методическими условиями формирования умения решать текстовые задачи младшими школьниками являются доступное объяснение учителем сущности и содержания текстовой задачи; обязательное использование в урочном процессе таких текстовых задач, в которых отражаются природные процессы, явления и действия; соблюдение 8 этапов формирования математической компетентности: анализ задачи; интерпретация условия задачи; поиск способа решения задачи; составление плана решения задачи; запись решения задачи; получение ответа на вопрос задачи; проверка правильности решения; работа над задачей после ее решения; успешное формирование умений решать текстовые задачи связано с выбором словесно-поэтической, словесно-прозаической, иллюстративной и демонстрационной формы текстовых задач; методически целесообразно исполнение иллюстративных и демонстрационных форм текстовых задач; значительное внимание уделяется при организации обучения решению текстовых задач на уроках математики - фронтальному устному, письменному; комментированному, индивидуальному решению; применение арифметического, алгебраического, геометрического, графического, логического, практического метода решения текстовых задач; наличие схем ТСО, моделей развивающего обучения; организация учебного сотрудничества в решении текстовых задач; объяснения учащимся практической значимости умения решать текстовые задачи, т.е. понимание им в какой жизненной ситуации эти знания ему пригодятся и будут полезны.

Для реализации цели нашего исследования был проведен педагогический эксперимент. В ходе эксперимента изучались методические приемы и формы, способствующие формированию у младших школьников умений решать текстовые задачи.

Педагогический эксперимент проводился в три этапа. Первый этап - констатирующий, целью которого было выявление уровня сформированности умений решать текстовые задачи у учащихся вторых классов.

Второй этап исследования - формирующий. Система работы и подобранные задания были направлены на оптимизацию процесса обучения по формированию умений у младших школьников решать текстовые задачи, а именно предполагало выработать: умение выделять структурные элементы в текстовой задаче; умение анализировать задачу; умение проводить поиск плана решения задачи; умение реализовать найденный план решения задачи; умение осуществлять контроль и коррекцию решения.

С целью сравнения достигнутых в ходе формирующего эксперимента результатов с исходным уровнем сформированности умений решать текстовые задачи у учащихся нами был проведен контрольный эксперимент (третий этап педагогического эксперимента).

Результаты, полученные в ходе эксперимента, позволяют сделать вывод о том, что уровень сформированности умений решать текстовые задачи учащихся экспериментального класса существенно повысился.

Таким образом, реализация предложенных нами методик в процессе обучения способствовала повышению уровня сформированности умений решать текстовые задачи учащихся. У учащихся повысился интерес к учению, мотивация изучения предмета, они стали активнее работать на уроке, чаще задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, не бояться самостоятельно искать ответы на вопросы. Налицо также и эмоционально-волевая направленность: ученики стремятся доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности в учении, у них появился определенный эмоциональный настрой, связанный с успешностью учения. Систематическое применение словесно-прозаической, иллюстративной и демонстрационной формы, решение задач различными способами и предложенные методические приемы при обучении младших школьников на уроках математики будет способствовать повышению умения у младших школьников решать текстовые задачи, развитию интереса и формированию учебной мотивации, соответственно положительно отразится на целостном гармоническом развитии личности учащегося.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Актуально о образовании:

Формы и методы формирования познавательного интереса у школьников
Формирование и развитие познавательных интересов - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, ...

Элементы комбинаторики. Принцип Дирихле
В начале занятия кратко рассказать историю зарождения комбинаторики и об областях ее применения. Определение. Задачи на составление числа возможных соединений элементов с определенными свойствами, которые можно составить из элементов заданного множества, называются комбинаторными. Задача 1. Сколько ...

Понятие интеллекта в трудах отечественных и зарубежных ученых
В анализе мышления трудно обойтись без понятий "интеллект" и "интеллектуальные способности". Словом "интеллект" (от лат. intellectus — понимание, познание) обозначают относительно устойчивую структуру умственных способностей. Существуют различные толкования этого понят ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru